Игра и учёба

Игра и учёба

Профессиональные детские психологи рассказывают, в чём состоит опасность раннего развития, почему родителям нужно перебарывать себя и позволять ребёнку лениться и ничего не делать, когда чрезмерные усилия по мотивации ребёнку могут принести вред и чем так важна игра в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Многие родители младших школьников, стремясь к раннему развитию, забывают о важности игры. А ребёнку очень важно иметь время для себя, время для игры. Часто родители ругают детей за то, что те садятся перед телевизором, утыкаются в экран и просто отключаются. Да, если ребёнок часами залипает в экран, это, конечно, не очень хорошая история. Но если он в течение получаса-часа смотрит свой сериал или мультик, пусть даже он кажется взрослому человеку абсолютно глупым, для ребёнка это зачастую момент некой перезагрузки, он уходит в некое медитативное состояние, и он в этом состоянии как бы «выдыхает».

Здесь очень важно перебороть себя и отказаться от попыток впихнуть в жизнь ребёнка максимальное количество полезных вещей, которые в будущем помогут ему стать самым эффективным человеком на свете.

Очень часто случается такое, что ребёнок вступает в подростковый возраст, и мама приводит его за руку к психологу с запросом: «Он ничего не хочет!». Здоровая детина пятнадцати лет ничего от жизни не хочет. А в детстве мама его и на английский водила, и тем он занимался, и этим, и в тот кружок ходил, и в эту секцию тоже, и такой он умный мальчик, и на нескольких языках говорит, но что-то теперь он ничего не хочет, только лежит на диване и даже никакой мечты у него нет. Это как раз история о том, что всё сознательное детство ребёнка пичкали всевозможными кружками и закармливали мотивацией,  чтобы обеспечить ему будущее, и в какой-то момент всякая внутренняя мотивация у него попросту пропала, потому что у него не было возможности ни выбирать, ни чего-то самостоятельно хотеть.

Ещё один важный момент, который нужно отметить: мотивируя ребёнка на учёбу, бесполезно говорить ему о том, что учёба необходима для будущей жизни, что он сейчас должен поднажать, чтобы в будущем это принесло ему пользу.

Это всё не работает и сработать не может, потому что те зоны мозга, которые отвечают за планирование, за стратегическое мышление, формируются только к концу юношеского периода. То есть, по большому счёту, говорить подростку, а тем более ребёнку младшего школьного возраста, что учёба пригодится ему в будущем, абсолютно бесполезно.

Обобщая, можно сказать, что для ребёнка младшего школьного возраста работает только мотивация в виде похвалы и принятия. При этом необходимо регулярно позволять ребёнку лениться, ничего не делать и, самое важное, играть. Игра — это не просто способ убить время, для ребёнка младшего возраста игра — это способ развития и познания мира, в связи с этим так называемое раннее развитие, когда ребёнка пытаются чему-то целенаправленно и планомерно учить едва ли не с пелёнок, может принести не меньше вреда, чем пользы. В дошкольном возрасте ведущая деятельность, через которую происходит формирование высших психических функций (мышления, памяти, внимания), — это игра. Очень плохая история происходит и в результате желания родителей как можно раньше отправить ребёнка в школу. Дело в том, что определённые области мозга, необходимые для того, чтобы ведущая деятельность сменилась с игровой на учебную, формируются примерно к семи годам. Не раньше семи лет формируются произвольное внимание и произвольная деятельность. Что такое произвольная деятельность? Это деятельность, которой можно заниматься, приложив усилие воли. Лет до восьми ребёнок не может просидеть на месте сорок минут, может максимум пятнадцать. Вот почему в первом-втором классе урок делится на части, между которыми делают зарядку, разминают пальчики, переключают внимание.

Руслана Яценко, куратор-психолог программы «Старшие братья, старшие сёстры»

Мария Карагичева, куратор-психолог программы «Старшие братья, старшие сёстры»

В предыдущих статьях серии читайте о том, как помочь ребёнку пережить развод, как реагировать на детские «хотелки» и как правильно мотивировать на учёбу.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала межрегиональную общественную организацию содействия воспитанию подрастающего поколения «Старшие братья, старшие сёстры».

Photo by Robert Collins on Unsplash

Комментарии для сайта Cackle