Мотивация на учёбу

Мотивация на учёбу

Психологи волонтёрской организации, работающей с детьми и подростками, рассказывают, как мотивировать ребёнка на учёбу, когда мотивация может быть лишней и что на самом деле стоит за плохими оценками в школе.

Многие родители задаются вопросом: как мотивировать ребёнка на учёбу? Чтобы ответить на него, нужно прежде всего определиться с тем, что такое мотивация в принципе. В самом широком смысле мотивация — это некое желание что-то делать. Грубо говоря: у меня есть цель, я хочу её достигнуть, поэтому я готов выполнять определённые задачи. Если мы говорим о младших школьниках, ещё не достигших подросткового возраста, то стоит отметить важный момент, касающийся учебной мотивации.

В младшем школьном возрасте ребёнок учится для того, чтобы быть хорошим. То есть на самом деле его основная цель и мотивация — это быть любимым, быть признанным и быть хорошим.

И это идёт от значимых взрослых, от родителей, от учителей. В младшем школьном возрасте ведущая деятельность — как раз учебная. И в это время очень силён авторитет учителя, тем более что он, как правило, один, если это начальная школа. Поэтому для ребёнка важно признание учителем, признание родителями. То есть для него важно именно приносить хорошие оценки и получать похвалу. Грубо говоря, в младшем школьном возрасте дети учатся, чтобы получать похвалу и тем самым удерживать эмоциональный контакт со значимыми взрослыми. Так что основной мотивацией ребёнка на учёбу со стороны родителей являются похвала, одобрение и признание.

Это легко доказывается, например, тем, что у детей-сирот, живущих в учреждениях, есть большие сложности с мотивацией на учёбу и с самой учёбой в принципе, потому что у них такого значимого взрослого как раз и нет. С родителями сложная история, их, как правило, нет, воспитатели для них тоже не значимые взрослые, и у них нет такого человека, ради которого им хотелось бы хорошо учиться.

Исходя из всего этого, можно сказать, что проблемы с мотивацией в младших классах — это история не про то, что ребёнок не умеет, не знает, не хочет, а про то, что он не видит смысла стараться, у него нарушена эмоциональная связь со значимыми взрослыми, его некому похвалить.

Если у ребёнка серьёзно нарушена учёба, нужно разбирать именно блоки: отношения со сверстниками, отношения с родителями и уже после этого — какие-то возможные нарушения развития. Это те три кита, на которых стоит школьная дезадаптация, в том числе и проблемы с учёбой.

Грубо говоря, если у ребёнка серьёзные проблемы с учёбой, нужно искать, откуда растут ноги. Если он реально не хочет учиться, значит, скорее всего, идёт разлад контакта между родителями и ребёнком, а значит, ребёнок таким способом пытается как-то бунтовать, может быть, даже отстаивать себя, а скорее всего — обратить на себя внимание.

Но при этом нужно учитывать, что сейчас в школе действительно очень большая нагрузка, и не все дети реально её тянут. Более того, сейчас очень модно помимо школы отдавать детей ещё на двадцать пять различных кружков. А в младшем школьном возрасте это губительно. Сегодня родители считают нормальным, чтобы ребёнок уже с двух-трёх лет учился английскому, повсюду пропагандируется раннее развитие. И это очень скользкий момент.

Нужно учитывать, что в младшем школьном возрасте психика ребёнка ещё только формируется, и у него нет внутреннего ресурса тянуть всё, что способен тянуть взрослый. У ребёнка должно быть свободное время.

С утра он в школе, потом он делает уроки, он может ходить на один-два кружка в неделю, если предмет ему действительно интересен и способен его увлечь, но не на двадцать пять.

Именно из-за перегруженности может страдать в том числе и учёба, может падать и вообще напрочь пропадать мотивация. Перегруженностью и усталостью могут объясняться и детские депрессии. Это означает, что весь жизненный ресурс ребёнка уходит не на его собственное развитие, а на посещение кучи кружков, и он попросту истощается.

Также в плане мотивации  очень важно понимать, что у ребёнка должен быть некий выбор, некое собственное желание. Если родителя ставят ребёнка перед фактом, что он должен и хорошо учиться, и ещё ходить вот на эти пять кружков, у ребёнка может возникнуть некоторая выученная беспомощность. «Мне сказали, что я всё это должен, а ведь я хочу быть хорошим, значит, буду тянуть». И история про выбор и удовлетворение отходит на задний план. Мотивация в таком случае начинает пропадать, потому что ребёнку нечего хотеть, за него уже всё захотели и решили, а сам он от непосильной нагрузки попросту устал.

Руслана Яценко, куратор-психолог программы «Старшие братья, старшие сёстры»

Мария Карагичева, куратор-психолог программы «Старшие братья, старшие сёстры»

О том, что происходит с мотивацией в подростковом возрасте, а также о важности игры, читайте в следующих статьях. В предыдущих материалах серии: как помочь ребёнку пережить развод родителей и как реагировать на постоянные требования ребёнка покупать дорогие вещи.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала межрегиональную общественную организацию содействия воспитанию подрастающего поколения «Старшие братья, старшие сёстры».

Photo by Aslı Yılmaz on Unsplash

Комментарии для сайта Cackle