Почему дети выпрашивают?

Почему дети выпрашивают?

Профессиональные психологи, специализирующиеся на работе с детьми и подростками, рассказывают, что на самом деле стоит за постоянными детскими «хочу» и «купи» и почему смартфон для подростка — не всегда просто дорогая игрушка.

Ни для кого не секрет, что мы живём в обществе потребления. С помощью вещей, материального благополучия и уровня достатка в коллективах, в том числе в школе, может выстраиваться некоторая иерархия. Грубо говоря, те, у кого классный телефон, крутые. А все остальные нет. Здесь сразу же начинают страдать подростки из малоимущих семей, а также семей, в которых родители категорически против гаджетов. Если у всего класса айфоны, а один ребёнок ходит с кнопочным или вообще без телефона, он автоматически становится изгоем. Давайте посмотрим шире.

В подростковом возрасте очень важно принятие ребёнка группой социума.

Этот возраст при условии нормального, не отстающего развития начинается примерно лет в одиннадцать-тринадцать, и уже в этом возрасте дети себя соотносят с социумом. Проще говоря, как к ним относятся в группе, так, по большому счёту, они и относятся сами к себе. Поэтому для любого подростка самое важное — это принятие его группой сверстников. Из этого и выливается проблема: если у всех в классе есть, мне тоже нужно, я тоже хочу быть, как все. Так что многие «хотелки» рождаются именно из этого, из потребности быть признанным.

Другой момент, который связан с выпрашиванием гаджетов и прочих дорогостоящих вещей, — это некие деструктивные отношения в семье. Если есть проблемы с эмоциональной связью между членами семьи, то зачастую требование материальных благ маскирует потребность в эмоциональном тепле, принятии и признании семьёй ребёнка.

В таком случае стремление потреблять скрывает более глубокую проблему — проблему нехватки любви, нехватки понимания.

И если в первом случае покупка гаджета может «сработать» — у подросткового коллектива исчезнет причина не считать ребёнка за своего, то во втором случае покупка вещей, которые ребёнок или подросток требует, не приносит ему счастья.

Здесь следует немного отступить и отметить, что само по себе желание чего-либо, даже если это банальные вещи, — это на самом деле хорошо. Если же ребёнок ничего не хочет и ничего не просит, то он, как говорится, скорее мёртв, чем жив. Если у него нет никаких желаний, скорее всего, он пребывает в каком-то депрессивном состоянии. Так что сам факт наличия желания — это история про то, что есть какая-то жизненная сила и энергия, грубо говоря, «я позволяю себе хотеть». Если ребёнок перестанет что-либо просить — это будет едва ли не намного более тревожным звонком, чем требование всё новых и новых вещей. Так что усвоим, что сам факт желания чего-либо — это неплохо, здесь уже важен вопрос количества и истинных мотиваций.

Руслана Яценко, куратор-психолог программы «Старшие братья, старшие сёстры»

Мария Карагичева, куратор-психолог программы «Старшие братья, старшие сёстры»

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала межрегиональную общественную организацию содействия воспитанию подрастающего поколения «Старшие братья, старшие сёстры».

Photo by Hal Gatewood on Unsplash

Комментарии для сайта Cackle