В эти выходные отмечают день рожденья две из трёх знаменитых сестёр Гранатуровых — Людмила и Ирина. Вместе со своей старшей сестрой Еленой двадцать лет назад они основали детско-юношескую школу тенниса в спорткомплексе «Лужники», ученики которой добиваются высоких спортивных результатов, становятся призёрами и победителями различных кубков и соревнований. «JustTalks» поговорили с мастерами спорта СССР и заслуженными тренерами России Людмилой Григорьевной и Ириной Григорьевной о жизни, спорте, семье, традициях и о том, как добиться успеха на профессиональном поприще.
Вы из спортивной династии, ваши мама и тётя были теннисистками, а папа занимался хоккеем с мячом. Как так получилось, что все три сестры выбрали именно теннис?
Людмила Гранатурова: Мы все начали играть в теннис в детстве. Наша мама была тренером, наша тётя была тренером, бабушка тоже. Они всех нас отдали в тот вид спорта, которым занимались сами. Это было очень давно, в 1963 году, теннис тогда был непопулярным видом спорта, не олимпийским. Нам с Ириной было тогда по восемь лет, а нашей старшей сестре Елене — десять. Сейчас спорт очень помолодел, теперь дети начинают заниматься теннисом с четырёх-пяти лет. Раньше начинали в восемь-десять. Сперва мы занимались в ЦСКА, наша тётя Лариса Дмитриевна набрала там первую группу детей, в том числе и мы стали её первыми ученицами: три сестры Гранатуровы.
Было ли в вашем детстве чувство соперничества друг с другом?
Ирина Гранатурова: Нет, соперничества между нами не было. Елена старше нас, и она, конечно же, сразу стала играть лучше, чем мы, ей и времени на занятиях уделялось больше. Мы же были в возрастной группе на два года младше, так что с Леной мы не соперничали.
Людмила Гранатурова: Между нами с Ириной тоже не было соперничества. Но раньше и теннис был совершенно не таким, как сейчас. Сейчас все, кто приходят в теннис, и сами дети, и их родители, пребывают в каком-то ажиотаже. Они сразу же хотят что-то выигрывать, с самого детства становиться чемпионами. А раньше всё это было для здоровья, ради увлечения спортом. Мы в детстве неплохо играли, но я сейчас даже не могу вспомнить, сколько раз в неделю мы занимались.
Ирина Гранатурова: Хотя мы и детьми, безо всякого чувства соперничества, всё равно показывали хорошие результаты: были призёрами детского Чемпионата Москвы, были призёрами всесоюзных соревнований, были в юношеской команде сборной Москвы.
С какого возраста, по вашему мнению, можно отдавать ребёнка в спорт, в теннис и как понять, готов ли он?
Людмила Гранатурова: Я могу сказать, что теннис — технически очень сложный вид спорта. Лично я считаю, что в пять лет — это рано. Рано, имеется в виду, для нормальных занятий теннисом. Дети ещё не могут по-настоящему играть; мяч, ракета — это всё для них сложно. Поэтому, как правило, набирая детей лет пяти, мы много занимаемся с ними общефизической подготовкой, элементарными упражнениями с мячом, с ракетой, учим детей двигаться.
Ирина Гранатурова: Младшая группа, пятилетки, у нас экспериментальная. В основном мы набираем с шести лет, а раньше набирали с семи.
Людмила Гранатурова: Я тоже считаю, что самый нормальный возраст для начала занятий теннисом — это шесть-семь. Раньше этого возраста — только общефизическая подготовка. Я считаю, что дети в любом случае должны заниматься спортом, но именно теннисом раньше шести лет заниматься нет смысла. Совсем маленькие дети просто не могут понять технику: мяч, ракета, движения — это для них слишком сложно.
А ваши собственные дети занимаются теннисом?
Ирина Гранатурова: Все наши дети теннисом занимались.
Людмила Гранатурова: Да, все они закончили школы профессионального тенниса. Потом все разошлись по своим учёбам, одна юрист, вторая закончила МГУ, долгое время работала в большой организации, недавно младшая пришла к нам работать, в теннис. Перед этим получила второе образование — физкультурное, теперь будет вместе с нами работать тренером. У старшей сейчас трое детей, но я думаю, что, когда детишки подрастут, она тоже придёт в теннис. По крайней мере, мы очень на это надеемся. Наша школа называется «Школа сестёр Гранатуровых», три сестры Гранатуровы создали эту школу, основателем была Ира, потом пришла я, потом Лена. Потом пришёл мой муж, Сергей Васильевич Бусурин, стал директором школы. Можно сказать, что это наш семейный бизнес, семейное дело. И, конечно, мы хотим всё это передать нашим детям. Так получилось, что сначала им это было не очень интересно, после того как они отзанимались сами, но сейчас у них у самих появились дети, наши внуки, которые тоже приходят в теннис, уже у нас занимаются, уже играют. Старший внук уже начал участвовать в первых турнирах. Я считаю, это хорошо. Теннис — хороший вид спорта, даже если чемпионами они не будут, им всё равно теннис в жизни пригодится. Так что потихоньку наши дети в теннис и к нам в школу возвращаются, будем их готовить, чтобы передать им наше дело. Есть у нас и ученики, которые тоже будут с нами работать.
К чему нужно готовиться родителям, дети которых хотят пойти в теннис или в любой другой вид спорта?
Ирина Гранатурова: Родитель должен быть готов полностью окунуться в это дело. Если ты хочешь ребёнка отдать профессионально в спорт, допустим, в теннис, ты должен всё забыть — дела, отдых, путешествия — и полностью посвятить себя ребёнку и его занятиям. Сначала его придётся водить на спорт три раза в неделю, потом четыре, потом пять, потом шесть, потом ездить с ним на соревнования. Поэтому я всем родителям говорю: если вы хотите, чтобы ваш ребёнок добился в спорте успехов, то прежде всего вы сами должны в это окунуться, посвятить себя этой работе.
Людмила Гранатурова: Да, это самая настоящая работа. Если ребёнок идёт в профессиональный спорт, то вся жизнь его родителей будет посвящена этому ребёнку, его спортивной карьере. Но я вам могу сказать, что таких родителей, готовых всю жизнь этому посвятить, не очень много. Хотя есть и очень фанатичные родители, которые делают на ребёнка ставку, хотят добиться конкретного результата и всё делают для того, чтобы он занимался.
Что касается детей, то сейчас по-настоящему талантливых и заряженных детей меньше, чем было раньше — десять, пятнадцать лет назад или когда мы открывали школу — а с тех прошло уже двадцать лет. Могу сказать, что дети стали другими — менее заряженными, менее мотивированными. Это оттого, что и жизнь сейчас другая. Теннис — дорогой вид спорта, его не каждый может себе позволить, приходят в него в основном дети из обеспеченных семей, как правило, такие дети довольно плохо мотивированы. В теннисе нужно хотеть добиваться каких-то результатов, каких-то достижений, а дети, у которых всё есть, как правило, на результат не настроены, они вообще меньше хотят.
Сталкивались ли вы когда-нибудь с тем, чтобы ребёнок, занимаясь теннисом и добиваясь каких-то результатов, в один момент говорил: «Всё, больше не хочу, ухожу»?
Людмила Гранатурова: Нет, с таким «Не хочу, не буду» лично мы не сталкивались.
Ирина Гранатурова: Точнее, был у нас один такой случай, когда девочка по непонятным причинам сказала: «Не хочу, не буду», но буквально меньше чем через месяц она вернулась со словами: «Нет, без тенниса я не могу».
Людмила Гранатурова: Да, было такое, но это крайне редко, лично мы один раз с таким столкнулись. Дело в том, что теннис затягивает, к нему, как правило, все возвращаются. Даже если ты уходишь в какую-то другую специальность, потом ты всё равно возвращаешься. Очень много таких случаев. Дело в том, что прямо с шести-семи лет, с самого начала, это превращается в работу. Во-первых, дети в теннисе дисциплинируются, они становятся крепче, здоровее, меньше болеют, они привыкают так сильно, что уйти потом из тенниса им уже сложно. Конечно же, бывают травмы, но чтобы ребёнок потерял интерес и ушёл — мы с таким не сталкивались. Скорее чаще родители понимают, что дальше не потянут.
Ирина Гранатурова: Часто к десятому-одиннадцатому классу, когда дети начинают думать о том, что им нужно поступать в какие-то высшие учебные заведения, особенно у мальчиков в связи с армией, если при этом у них не наблюдается каких-то высоких результатов в теннисе, они переходят на более щадящую систему, как говорится, подготовки «для себя». Они продолжают тренироваться примерно раза два в неделю, для поддержания формы, для здоровья, а остальное время посвящают уже учёбе.
Итак, теннис можно назвать вашей главной семейной традицией, а есть ли какие-то ещё? Например, вы родились в один день, как вы отмечаете свой день рожденья, вместе?
Людмила Гранатурова: Да, конечно, мы всегда отмечаем день рожденья вместе.
Ирина Гранатурова: К тому же у нас всегда была традиция — собираться всей семьёй по праздникам. Когда были живы наши родители, тётя, мы всегда собирались за столом на дни рожденья, на новый год, на восьмое марта, на первое мая и на седьмое ноября. Собиралась вся семья, а семья у нас большая.
А было какое-то особое блюдо, которое готовилось по традиционному семейному рецепту?
Людмила Гранатурова: Было, и не одно. И мы до сих пор готовим по семейным рецептам. Например, мамин «Наполеон».
Ирина Гранатурова: Да, Люся печёт мамин «Наполеон», холодцы мы делаем до сих пор по праздникам. Нас всему научили.
Людмила Гранатурова: Да, у нас всегда были по праздникам застолья. Сейчас у нас подросло молодое поколение, у меня дочь, у Иры дочь, у них уже свои дети, они тоже очень хорошо готовят и печь умеют. Хотя нельзя сказать, что мы их как-то сильно этому учили. Сейчас ведь модно зайти в интернет — и там всё написано, какие хочешь рецепты. Это раньше ничего такого не было.
Ирина Гранатурова: Раньше я записывала рецепты в блокнотик, мама мне диктовала, а я записывала. А сейчас уже ничего не записывают.
А есть у вас какие-то увлечения помимо тенниса, хобби?
Ирина Гранатурова: У меня нет, разве что в молодости мы марки собирали.
Людмила Гранатурова: Раньше мы чем только не занимались. И вязали, и шили, я очень хорошо шила, старшая сестра Лена изумительно вязала. Сейчас мы уже отошли от этого.
Ирина Гранатурова: На увлечения нужно время, а времени свободного у нас нет.
Что вас вдохновляет? Откуда черпаете силы?
Людмила Гранатурова: Во-первых, семья, дети, внуки — вот источник сил. И лично мне дают силы и вдохновляют меня вот эти маленькие детишки, которых приводят к нам в школу. Именно малыши, не подростки, которым двенадцать-тринадцать лет, хотя они тоже хорошие, мы тоже их любим, и они нас любят, всё это понятно. Но вдохновляют и приносят самое большое удовольствие именно малышня. У меня сегодня было две группы: одни пятилетки, другие шестилетки. На них посмотришь иной раз: вот такая крошка, но глаза горят — такие хотящие, и вот это — бальзам на душу. Так что малыши очень здорово вдохновляют на работу, с ними с удовольствием работаешь, с ними очень интересно, особенно когда они ещё какие-нибудь вопросы тебе задают смешные.
Ирина Гранатурова: Вдохновляет то, что ты чувствуешь — ты что-то кому-то даёшь. Моя дочь, когда пришла в нашу школу работать, так и сказала мне: «Я буду что-то кому-то давать и чувствовать это», в обычной работе такое не всегда бывает.
Есть ли среди ваших учеников те, кто стали вам как семья?
Людмила Гранатурова: Конечно же, такие есть. Например, самая первая, лучшая ученица Ирины — Вера Душевина.
Ирина Гранатурова: Да, есть ученики, которым ты как тренер становишься, как говорится, и мамой, и папой, и наставником.
Людмила Гранатурова: Да, Ира была Вере как вторая мама. У меня был очень хороший ученик, Нестеров, он уехал сейчас в Америку, звонит мне оттуда постоянно, рассказывает всё, приглашает в гости, когда приезжает в Россию, постоянно заходит к нам в школу, на стадион. Как родная моя ученица Настя Трипольская. Есть дети, не скажу, что все, но их много, которые становятся как свои: они не забывают нас, помнят, часто приходят в школу, звонят, поздравляют с днём рожденья, с Новым годом, приходят в гости. Все наши первые ученики уже выросли, стали взрослыми, обзавелись семьями. Ведь школе уже двадцать лет, набирали мы их семи-восьмилетними. Сейчас первым выпускам по двадцать семь, по двадцать восемь лет, и есть те, с кем до сих пор общаемся.
Что вы считаете своим главным достижением в жизни?
Людмила Гранатурова: Главное наше достижение — это, конечно же, спортивные результаты.
Ирина Гранатурова: Достижение — что мы создали школу тенниса.
Людмила Гранатурова: В Москве, да и в России это одна из лучших спортивных школ. В 2000 году мы получили номинацию «Лучшая детская спортивная школа» по результатам наших детей. Так что первое наше главное достижение — это школа, а второе — это спортивные результаты наших учеников. Например, в прошедшем году наша ученица Катя Макарова стала олимпийском чемпионкой.
А хотелось ли вам когда-нибудь что-нибудь в жизни изменить?
Ирина Гранатурова: Мне нет.
Людмила Гранатурова: Мне тоже.
Ирина Гранатурова: В своё время мы Люсю подталкивали к архитектуре, она очень хорошо рисовала. Но так она и не поддалась этому, пошла вместе с нами в институт физкультуры.
Людмила Гранатурова: Да, у меня было такое увлечение, но теннис всё равно затянул. Тем более что и успехи в теннисе были лучше. В теннис мы к тому моменту уже много лет играли, был хороший опыт.
Ирина Гранатурова: Теннис очень многое даёт. С одной стороны, он даёт удовлетворение, к тому же помогает поддерживать здоровье. А с другой стороны, профессиональный теннис — это и финансовая поддержка. Даже в самые трудные для страны периоды мы всегда могли взять ракетку в руки и заработать на жизнь. Теннис даёт много возможностей — и самореализации, и заработка.
И последний вопрос: что бы вы могли посоветовать или пожелать нашим читательницам? Каков ваш рецепт успеха?
Ирина Гранатурова: Во-первых, увлечённость. Увлечённость своей работой, своим делом.
Людмила Гранатурова: Да, во-первых, вы должны любить свою специальность, свою работу, ходить на неё с удовольствием. Ведь есть такие люди, которые ходят на работу только ради того, чтобы получить какое-то материальное вознаграждение, а удовольствия от самого процесса не получают. Это нехорошо. Совсем другое дело — спорт. Если ты с маленького возраста начинаешь им заниматься и посвящаешь себя спорту, то ты получаешь, на мой взгляд, максимальное удовольствие и состояние внутреннего удовлетворения. Наш совет — занимайтесь спортом. Спорт всегда помогает в жизни, даже если занимаешься им не профессионально. Спортом должны заниматься все: и дети, и взрослые. Так что занимайтесь спортом, дорогие читательницы!