«Лакричная пицца» — ромком с элементами драмы Пола Томаса Андерсона («Врождённый порок», «Призрачная нить»), премьера которого в США состоялась в конце 2021 г., а в России — только 13 января 2022 г. За пару месяцев фильм с контрастным «вкусным» названием успел собрать массу положительных отзывов, получил три награды Национального совета кинокритиков США, похвалу со стороны Американского института кино, а теперь — претендует на звание лучшего фильма с такими крупными проектами 2021, как «Дюна» и «Не смотрите наверх», попав в список номинантов на BAFTA-2022. Чем же так хороша «Лакричная пицца»?
Искренность и простота главных героев
Главные герои истории — 25-летняя Алана и 15-летний Гэри — только начинают свой путь в жизни, у них есть свои мечты, переживания, слабые и сильные стороны. Они максимально далеки от архетипа персонажей Мэри/Марти Сью, и их несовершенство: где-то — детская наивность, где-то — ошибки — только располагают зрителей к ним. Молодые актёры Алана Хаим и Купер Хоффман, исполнившие ведущие роли, настолько гармонично вписываются в историю, что нет никакого ощущения искусственности происходящего. Кстати, звёзды кинематографа в касте тоже есть: среди них Шон Пенн и Брэдли Купер.
По сюжету Гэри влюбляется в Алану и решает во что бы то ни стало добиться того, чтобы она стала его девушкой. Упорство и напористость 15-летнего парня даже немного умиляют, хотя при этом зритель понимает, что по сути Гэри игнорирует отказ Аланы и пренебрегает мнением девушки. Впечатления от происходящего — смешанные, эдакая «Лакричная пицца». Кстати, само это словосочетание — название сети магазина винила Калифорнии 1970-х гг.
Ностальгия и эстетика 1970-х
Действие фильма тоже происходит в Калифорнии в 1973 г. Сложно не заметить, что за последний десяток лет вышел целый ряд успешных проектов, сюжет которых разворачивается в одной из ушедших эпох XX века. Яркий пример — сериал «Очень странные дела», события которого происходят в 1980-х гг. Кинематографический приём переноса в прошлое не утратил актуальности за недавние годы: зрители с удовольствием снова и снова отправляются в короткое путешествие в давно минувшие года. «Лакричная пицца» также успешно пользуется слабостью кинозрителей к ретроспективе. У многих посмотревших «Лакричную пиццу» персон ни детство, ни юность не пришлись на 1970-х гг., кто-то родился пару десятков лет спустя. Но не просто так для ностальгии по временам, когда ты не жил, уже успели придумать термин «анемоя»: это действительно распространённое явление. Тёплый цветокор изображения усиливает погружение в атмосферу 1970-х гг.
Серьёзные темы на страницах сценария ромкома
Может показаться, что «Лакричная пицца» — лёгкая история, благодаря которой можно отдохнуть душой и отвлечься от своих житейских проблем. Отчасти это действительно так. Но Полу Томасу Андерсону при этом удалось инкрустировать в киноленту и серьёзные темы. Очевидно, что в 1970-х гг. патриархальные порядки в социуме были ещё ощутимее и крепче, чем сейчас. И фильм не игнорирует этот факт, а демонстрирует, как в то время проявления сексизма воспринимались обществом как что-то нормальное и привычное. В киноленте показаны проявления харассмента и объективизации женщин, причём персонажи фильма этого как будто не замечают, а вот зритель эти моменты из виду не упускают: слишком уж они контрастируют с нормами 2020-х гг. Зритель словно мимоходом вспоминает о том, какой путь был проделан феминистским движением за последние полвека. Мысль не преподносят на блюдечке и не кидают ею с экрана в кинозал, но предоставляют зрителям возможность самостоятельно прийти к важным выводам. Так же мягко затронуты другие серьёзные вопросы.