Человек-паук в кино: история

В преддверии выхода в прокат фильма «Человек-паук: Нет пути домой» стоит пересмотреть экранизации о Питере Паркере, вышедшие за XXI век. Можно пойти дальше и посмотреть дополнительно фильмы Marvel, где засветился Паучок. Но мы предлагаем копнуть ещё глубже и отправиться в путешествие по киноистории Человека-паука.

Первый Человек-паук в кино

В глазах многих трилогия с Тоби Магуайром — оригинал, классика; а сам актёр — первопроходец в кинематографической вселенной Человека-паука. Но не все знают, что ещё в XX веке зрители увидели три полнометражные экранизации приключений Спайдермена. Роль первого кинопаука исполнил Николас Хэммонд (известен больше по сериалам; сыграл второстепенных персонажей в «Дороге в рай» и «Однажды в Голливуде»). 91-минутный «Человек-паук» 1977 г. был снят режиссёром Эгбертом Варндеринком Спокеймером для телевизионного просмотра и являлся пилотным выпуском к сериалу «Удивительный Человек-паук». Антагонистом стал некий злодей-гипнотизёр, придуманный специально для этого фильма. Борьба с ним становится первым «делом» этой киноверсии Питера Паркера. В 1978 г. историю дополнил сиквел «Человек-паук: Снова в бою», в 1981 г. — триквел «Человек-паук: Вызов Дракону». Одна из слабостей всех трёх фильмов — низкий бюджет, который не мог не сказаться на качестве съёмки.

Японский Спайдермен

Примерно в то же время появился японский телесериал о Человеке-пауке (1978-1979). В 1978 к сериалу сняли короткометражный спин-офф: его выпустили в прокат в кинотеатрах Японии. Эта версия персонажа напоминает о Питере Паркере разве что костюмом. Главный герой — мотоциклист Такуя Ямаширо — становится свидетелем прибытия на Землю НЛО, а именно — корабля под названием Марвеллер. Отец Такуи, космический археолог, погибает при попытке разобраться в произошедшем. Тогда жизнь Такуи полностью переворачивается: начинается его противостояние профессору Монстру, ведущего за собой армию железного Креста. Свои способности парень тоже получает нестандартно: он встречает пришельца Гарию с планеты Спайдер, а тот с помощью крови и специального браслета дарит Такуе сверхъестественные способности. Как бонус у парня в распоряжении вышеупомянутый Марвеллер, причём этот космический корабль может трансформироваться в боевого робота под названием Леопардон. Японский Человек-паук был создан благодаря сделке между японской студией Toei и Marvel, предполагающей свободную адаптацию героев на 4 года.

«Классическая» трилогия

Скромный фотограф-фрилансер Питер Паркер (Тоби Магуайр), влюблённый в соседку Мэри Джейн (Кирстен Данст), «паучьи» способности к которому пришли из-за укуса паука с изменённой ДНК, а решение бороться с преступностью связано с трагической гибелью его дяди Бена: таким Человека-паука помнят по трилогии режиссёра Сэма Рэйми. В 1999 г. Sony Pictures приобрела у Marvel права на экранизацию, и в 2002 г. зрители увидели первую часть. И зрители, и критики радушно приняли Паучка, а сборы в мире составили 821 млн долларов.

Сиквел 2004 г. и триквел 2007 г. тоже пришлись большинству кинозрителей по душе. Изначально и Сэм Рэйми, и основной каст были за продолжение истории. Магуайр мог ещё не раз исполнить роль Спайдермена. Но в 2010 г. было объявлено, что из команды ушёл режиссёр Рэйми, что положило конец планам «Человека-паука 4». Есть разные версии того, почему же Сэм отказался от франшизы: проблема могла быть в разногласиях со сценаристами, давлении со стороны Sony или сомнениях насчёт того, получится ли успеть создать качественный фильм к обусловленной дате выхода. Как бы то ни было, на этом закончилась яркая и любимая многими глава в истории киновоплощений Питера Паркера.

Перезапуск — и снова перезапуск

В 2012 и 2014 гг. вышли фильм из дилогии «Новый Человек-паук» режиссёра Марка Уэбба с Эндрю Гарфилдом в главной роли и Эммой Стоун в роли девушки Питера Гвен Стейси. Первая часть зрителям понравилась, а вот отзывы на вторую были далеко не столь положительны. К тому же становилось всё очевидней, что удачным ходом будет выйти за рамки достаточно небольшого мира Спайдермена и поместить Паркера в кинематографическую вселенную Marvel. Для этого было необходимо пойти на сотрудничество с Marvel, к чему Sony и пришла после кропотливых обсуждений.

«Домашняя» трилогия с Томом Холландом

Паука в мир Marvel ввели аккуратно: впервые в исполнении Тома Холланда он появился в фильме 2016 г. «Первый мститель: Противостояние», а уже потом — в киноленте режиссёра Джона Уоттса «Человек-паук: Возвращение домой» 2017 г. Спайдермен вернулся домой — в Marvel — и зрители были весьма довольны. Роль Эм-Джей (но не Мэри Джейн, Мишель Джонс) исполняет Зендея. Сиквел «Человек-паук: Вдали от дома» и триквел «Человек-паук: Нет пути домой», стартующий в российском прокате 15 декабря, завершают «домашнюю» трилогию, но планируется, что Том Холланд ещё порадует фанатов в новых частях «Человека-паука». Если всё «пойдёт по плану», то Холланд станет рекордсменом, исполнив главную роль более чем в трёх фильмах, посвящённых Спайдермену (другие ленты Marvel, где Питер Паркер не в центре внимания, в данном случае не учитываем).

Человек-паук в полнометражной анимации

Как известно, в ленте «Человек-паук: Нет пути домой» будет затронута тема мультивселенной. Правда, Спайдермен уже путешествовал по альтернативным мирам в анимационном фильме «Человек-паук: Через вселенные» режиссёров Боба Персичетти, Родни Ротмана и Питера Рэмси. Главный герой здесь — Майлз Моралес, получивший сверхспособности «классически» после укуса радиоактивного паука. Фильм получил крайне положительные отзывы зрителей, премию «Оскар» и признание критиков.