Современные социальные сети предлагают пользователям немало видео, которые могут показаться странными: то девушки расчесывают волосы, то что-то невнятно шепчут или стучат по микрофону, или еще интереснее, громко хрустят едой на камеру. Это явление получило название АСМР-массаж. Как действует на людей эта сенсорная реакция и в чём её суть, разбираемся в этой статье.
АСМР (автономная сенсорная меридиональная реакция) — это ощущение, которое люди получают от видеороликов, в которых имитируют приятные на слух звуки. Чаще всего, описывая эти ощущения, люди используют выражение «мурашки по коже», а кого-то они настолько умиротворяют, что погружают в сон. Этакая медитативная практика.
Термин АСМР появился около восьми лет назад, когда американка Дженнифер Аллен основала сообщество для тех, кому нравятся такие звуки, и сама сняла первые подобные видео. На сегодняшний день АСМР-каналы есть даже для детей и подростков, и по популярности не уступают взрослым блогерам. Успех всех подобных роликов зависит от раздражителей, триггеров и бытовых ситуаций, которые разыгрываются.
Аудиальные триггеры
Это шепот, тихая речь, звук печатания на клавиатуре или брызги распылителя жидкости, шуршания обёрточной бумагой, чавканье, скрипы, постукивания, например, ногтями по столу или звук включенного фена для волос.
Визуальные триггеры
Выполнение повседневных действий, например, нанесение макияжа, уборка дома, распаковка пакетов с покупками или перекладывание салфеток. Именно визуальные триггеры совершенно естественным образом приводят нас к упоминанию того, что АСМР бывает ролевым, то есть реализуется в виде целых ролевых постановок.
Персональное внимание
Это чаще бытовые ситуации, в которых к человеку по ту сторону экрана проявляется сильное участие. Например, визит к психологу или парикмахеру, примерка выпускного платья, а также имитация прикосновения к смотрящему, когда на самом деле блогер касается камеры. Есть даже канал, где таким образом делают массаж. Вот до чего, как говорится, техника дошла!
Исследователи АСМР считают, что это явление активирует в мозгу очаги удовольствия. Поэтому эффект, который провоцируют эти видео, иногда называют «брейнгазм» (от английского «brain» — мозг и слова «оргазм»). Цель роликов АСМР — максимально возможное расслабление пользователя и достижение состояния легкой эйфории. По факту это схоже с прослушиванием тихой мелодичной музыки с определенными тонами, способствующими расслаблению, медитативной музыки или же самой медитацией. Благодаря АСМР-массажам многие люди могут поймать контакт тела и разума, понять своё эмоциональное состояние. Подобный контент может побудить подписчиков к желанию тщательно ухаживать за собой и за пространством вокруг себя. Некоторые психологи рекомендуют пациентам с депрессивными расстройствами смотреть АСМР-видео с массажами на последних этапах выздоровления.
Регулярный просмотр роликов дает эффект, схожий с медитативной практикой: уменьшается тревожность, появляется психоэмоциональная стабильность, снижается раздражительность.