Имя Уэса Андерсона особенно часто звучало в 2021 году из-за выхода в прокат «Французского вестника», ведь этот фильм стал первым неанимационный полнометражный фильм за последние 7 лет. Но что же именно так цепляет его поклонников и восторгает кинокритиков? Можно долго перечислять его отличительные черты, но мы остановимся лишь на нескольких из них.
Кукольная атмосфера
Говоря «кукольная атмосфера», мы имеем в виду не только кукольные анимационные картины Андерсона («Бесподобный мистер Фокс» и «Остров собак»), но и другие его фильмы. Поведение и разговоры его героев пронизаны некой инфантильностью. Персонажи периодически напоминают оловянных солдатиков и фарфоровых кукол. Режиссёр не стремится показать происходящее так, как будто это происходит на самом деле — напротив, он нарочно пренебрегает реалистичностью. Ещё больше усилить это впечатление помогает цветовой аспект визуала сцен.
Симметрия
Чаще всего, говоря о творчестве Андерсона, в первую очередь выделяют именно всепоглощающую симметрию кадров его кинолент. Если он показывает здание, то так, чтобы оно идеально поместилось в кадр и блеснуло точёностью своего фасада. Если перед нами один человек, то он сидит так, чтобы центр его лица совпадал с центром киноэкрана. Конечно, этой симметрии подчиняются не 100% кадров, иначе зритель мог бы быстро заскучать, но Андерсон обращается к этому приёму значительно больше других современных режиссёров.
Команда «своих» актёров
Оуэн Уилсон, Уиллем Дефо, Тильда Суинтон, Леа Сейду, Эдриан Броуди — все они (и не только) играли в двух и более фильмах Андерсона. Рекордсмен в этом плане — Билл Мюррей: он сыграл во всех фильмах режиссёра, кроме «Бутылочной ракеты».
Рассказ внутри рассказа
Зачастую Андерсон не просто вводит рассказчика, который вводит нас в курс дела, комментирует происходящее (как, например, было в «Чарли и шоколадной фабрике» Тима Бёртона), но прибегает к более сложной рекурсивной технике, пряча одну историю в другую, а в уже неё — основной сюжет. Так называемый mise en abyme ярко проявляется в «Отеле «Гранд Будапешт»: сначала мы знакомимся с писателем, который вспоминает прошлое и рассказывает о своей поездке в «Гранд Будапешт», где он встретил, собственно, владельца этого отеля. Тогда уже сам владелец излагает главное содержание сюжета, и вскоре мы понимаем, что и он не является самым главным героем киноленты.
Множественность жанров
Большинству фильмов Андерсона трудно присвоить один конкретный жанр. «Французский вестник» — это драма и комедия? К некоторым из новелл можно приписать ещё и «криминал», а на несколько минут фильм превратился в анимацию. «Поезд на Дарджилинг» — в первую очередь драма или приключения? Тем временем «Остров собак» заключает в себе ещё больше жанров, выходя за границы возможного и обращаясь к фантастике.
Что теперь? Когда новый фильм?
Следующим фильмом Уэса Андерсона станет «Астероидный город». В касте фильма заявлены как актёры из звёздной команды Андерсона: Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Том Хэнкс и Лев Шрайбер, — так и дебютанты в мире режиссёра, среди которых Скарлетт Йоханссон и Марго Робби. Музыку к кинокартине напишет Александр Деспла, который уже работал с Андерсоном над многими фильмами, а также был композитором двух частей «Гарри Поттера и Даров Смерти», «Загадочной истории Бенджамина Баттона», второй части из саги «Сумерки» и др. Сюжет и детали о будущей киноленте пока что не раскрывается, но «Астероидный город» с нетерпением ждут все, кому небезразлично творчество Андерсона. Надо заметить, что «Французский вестник» 2021 года оставил у зрителей неоднозначные впечатления: по мнению некоторых из них, хотя Андерсон и смог удивить публику и создать нечто новое, но переборщил как с количеством историй, так и с визуальными и композиционными приёмами, в результате чего не уделил достаточно внимания созданию своей фирменной душевной атмосферы. Поэтому от «Астероидного города» многие ждут возвращения Андерсона к своему более классическому стилю и цельному изложению одной главной истории.