Выставка «Чересчур» в галерее Ruarts — почему сегодня так актуален китч?

ruarts.foundation
ruarts.foundation

Подписывайся на наш Telegram канал и читай статьи первой

В московской галерее Ruarts развернулась масштабная выставка «Чересчур», посвященная феномену китча в современном искусстве. Экспозиция, охватывающая три этажа, представляет работы известных художников, среди которых Ирина Корина, Борис Михайлов, Александр Захаров, Валерий Кошляков и многие другие.

Концепция выставки

Кураторы Алексей Масляев и Катрин Борисов объединили разнообразные произведения под эгидой китча, предлагая зрителям переосмыслить это понятие. Вместо негативной коннотации, китч представлен как «трепетное, волнующее, возбуждающее прикосновение к миру прекрасного».

Китч простыми словами можно описать как особый стиль в искусстве и массовой культуре, который характеризуется:

1. Яркостью и броскостью. Китч часто использует кричащие цвета и эффектные образы, чтобы привлечь внимание.

2. Простотой и доступностью. Китч ориентирован на массового потребителя и легко воспринимается без специальных знаний об искусстве.

3. Сентиментальностью и преувеличенной эмоциональностью. Китч часто апеллирует к простым чувствам и может казаться излишне слащавым или мелодраматичным.

4. Имитацией и подражанием. Китч часто копирует элементы "высокого искусства", но делает это упрощенно и поверхностно.

5. Массовостью производства. Китчевые предметы обычно производятся в больших количествах и недороги.

6. Отсутствием глубокого смысла. Китч обычно не несет сложных идей или концепций, фокусируясь на внешней привлекательности.

7. Смешением стилей и эпох. В китче могут сочетаться несочетаемые на первый взгляд элементы.

Простыми словами, китч - это то, что многие люди считают "безвкусицей" или "попсой" в искусстве и дизайне. Это яркие, броские, часто недорогие вещи, которые нравятся многим людям, но могут вызывать критику у ценителей классического искусства. Китч может быть и в картинах, и в сувенирах, и в мебели, и даже в музыке или кино.

Визуальный язык китча

Выставка демонстрирует ключевые элементы китчевой эстетики:

- Позитивное содержание

- Простота и однозначность

- Формульность и гипертрофированность

- Устойчивые образы: цветы, драгоценности, природные виды, дети, мифологические персонажи, медийные личности

Контекст и интерпретация

Выставка «Чересчур» предлагает двойственное прочтение китча:

1. Как разрешение на непосредственное наслаждение искусством без чувства вины

2. Как отражение стремления «жить как буржуа» в период «тучных лет»

Однако в современном контексте китч приобретает новое значение. Он становится языком, способным описать абсурдность окружающей действительности, где реальность превосходит любые художественные преувеличения.

Китч как новый язык

В мире, где новостные сводки звучат абсурднее любой выдумки, а документальные кадры из соцсетей превосходят сюрреалистические образы, китч становится единственным адекватным способом выражения.

  • Характеристики китча в новом прочтении:

- Форма крика при отсутствии содержания

- Демонстрация немоты современного общества

- Способ осмысления реальности, где «чересчур» становится нормой

Выставка «Чересчур» предлагает зрителям переосмыслить роль китча в культуре. От простого «guilty pleasure» китч эволюционирует до инструмента, способного отразить сложность и абсурдность современного мира. Экспозиция приглашает посетителей погрузиться в яркий, насыщенный мир китчевой эстетики, одновременно провоцируя на размышления о природе искусства и реальности.

В конечном итоге, «Чересчур» демонстрирует, как китч из объекта критики превращается в зеркало общества, отражающее его противоречия, стремления и страхи. Выставка становится не просто собранием ярких произведений, но и своеобразным манифестом нового языка искусства, способного говорить о сложном просто и о страшном – красиво.

Читайте нас на

Яндекс.Дзен