«Засланец из космоса»: чёрная комедия или философская драма?

С 26 января в эфир выходит второй сезон сериала канала Syfy «Засланец из космоса». Почему история о земных приключениях инопланетянина полюбилась зрителям и чем она уникальна?

Знакомая завязка — новые детали

Главный герой сериала прибывает на Землю с целью уничтожить всё человечество. Посадка прошла не очень гладко: устройство, с помощью которого он планировал исполнить план, потерялось. Инопланетянин вынужден временно скрываться в маленьком вымышленном городе Пейшенс, притворяясь доктором Гарри Вандершпигелем. Достаточно знать только эту сюжетную завязку, чтобы предугадать: по ходу сериала пришелец будет потихоньку взвешивать все «за» и «против» уничтожения человечества. Эта отправная точка — не новинка в мире кинематографа, похожим образом события разворачивались, например, в фильме «День, когда Земля остановилась» с Киану Ривзом в главной роли. Но команде «Засланца из космоса» есть, чем удивить и порадовать зрителя. Второстепенные персонажи — запоминающиеся личности с прописанными характерами и предысторией. Некоторые из них основаны на классических шаблонах («плохой» и «хороший» полицейский; непоседливый ребёнок; неуверенный в себе мэр), но благодаря свежим деталям они кажутся интересными, цепляют внимание зрителя и вызывают искреннее сопереживание. Конечно, блестящая игра Алана Тьюдика, исполнившего главную роль, — это отдельный повод для восхищения.

Очеловечивание как процесс

В «Засланце из космоса» главный герой не становится мгновенно понимающим, сочувствующим окружающим людям эмпатом. Он изначально заявлен как создание, которому чужды человеческие печали и радости. Постепенно он начинает понимать, что значит любовь, дружба, взаимопомощь, печаль, тоска. Но этот процесс происходит медленно, сценаристы совсем не спешат превратить главного героя в человека. Когда зрителю кажется, что инопланетянин наконец проникнулся землянами и стал значительно человечнее, создатели сериала одёргивают нас каким-нибудь жестоким с человеческой точки зрения высказыванием или намерением пришельца, и мы вспоминаем, что он всё-таки принципиально отличного от нас вида. После историй, где создания из далёких галактик за пару дней находят общий язык с землянами, долгий путь очеловечивания в «Засланце из космоса» — как глоток свежего воздуха. Главный герой учится тому, каково это — быть человеком, но до понимания человеческой природы ему нужно преодолеть ещё пару тысяч световых лет.

Комплексность жанров

Когда только выходили первые серии, в аннотациях к сериалу его нередко называли чёрной комедией. Некоторых это отпугивало из-за негативных ассоциаций с такого рода кино. Сейчас же данный жанр ему приписывают всё реже, что совсем неудивительно. Элемент комедии в сериале является одним из первенствующих: он ощутимо превалирует над компонентом фантастики. Но чёрной комедией его можно назвать с огромной натяжкой: необоснованных по сюжету смертей второстепенных героев в сериале немного, да и представлены они не в комичном свете, а юмор «ниже пояса» в сериях хоть и заметно присутствует, но не напрягает зрителя, не раздражает излишней пошлостью или грубостью. Команде сериала удаётся держать этот хрупкий баланс. Впрочем, юмор «Засланца из космоса» всё-таки придётся по вкусу далеко не всем: зачастую его никак не назвать деликатным, мягким или тонким. Это выгодно контрастирует с драматической составляющей повествования, за которую отвечает не столько сам главный герой, сколько жители Пейшенса, с которыми он знакомится. В сюжет сериала очень плавно вплетены серьёзные темы, таки как значение слова «семья». В одну секунду кто-то из героев озвучивает нелепую «шутку за 300», а в другую зрителю предлагают задуматься о том, что делает человека человеком. Соседствующие друг с другом контрастирующие жанры в сочетании с атмосферой небольшого городка, где все хорошо знакомы, и отсылками на другие произведения на тему инопланетян — всё это выделяет сериал и добавляет ему уникальности.