Любовный треугольник — один из самых распространённых сюжетных элементов романтических линий. Иногда они используются как дополнительный фактор, подогревающий интерес зрителей, а порой попадают в самый центр повествования. При грамотном подходе любовные треугольники помогают повысить эмоциональный накал книги/фильма, но работают они не всегда: порой появление в романтическом сюжете третьего лишнего кажется настолько унылым и необоснованным, что пропадает желание читать/смотреть дальше. Разбираемся, что же нужно, чтобы любовный треугольник оказался успешным.
Когда любовный треугольник работает
Сумеречная сага Стефани Майер не просто так выделилась из ряда других мистических историй про вампиров: в сюжете действительно много удачно оформленных сюжетных ходов, которые обсуждают до сих пор. Если бы «Сумерки» были просто набором фетишей и мечтаний об идеальных парнях (что, конечно, также в основе успеха истории любви Беллы и Эдварда), сага не оставила бы настолько прочный след в культуре XXI века. Легендарный любовный треугольник «Сумерек» можно привести как отличный пример данного сюжетного тропа, демонстрирующий, что нужно, чтобы вызвать отклик со стороны аудитории.
Итак, чтобы треугольник функционировал, необходимо, чтобы у двух «соперников» были яркие отличительные черты. Два персонажа должны быть разными, и в «Сумерках» этот момент даже несколько гипертрофирован: отличия между Эдвардом и Джейкобом очевидны даже на физическом уровне. Джейкоб полон жизни и энергии, в нём кипит кровь, он горячий в прямом смысле этого слова, тогда как Эдвард, будучи вампиром, холодный, застывший в своём бессмертии. Они отличаются и по характеру: один вспыльчивый, эмоциональный, бойкий, другой — немногословный, таинственный, сдержанный. При этом оба они стараются защитить Беллу, приходят ей на помощь и т.д. Неудивительно, что этот любовный треугольник в своё время вызывал целые баталии и ожесточённые споры: благодаря своим отличиям персонажи привлекают разные части аудитории в зависимости от личных предпочтений читательниц и зрительниц. Если бы за внимание Беллы боролись два вампира, такой треугольник казался бы лишним и даже раздражающим, а выбор аудитории автоматически пал бы на того кандидата, у кого больше книжного/экранного времени.
Другое правило данного сюжетного хода — треугольник должен быть именно треугольником, а не углом. Это значит, что между двумя соперничающими героями должно быть хоть какое-то взаимодействие: сцены ревности, перепалки, попытки выяснить отношения накаляют повествование. Если же два претендента существуют будто бы в разных реальностях и никак не взаимодействуют, романтическая линия кажется нединамичной и «проседающей».
Конечно, сценаристы и писатели пытаются придумать что-нибудь новое, чтобы аудитория не заскучала. А это нелегко, учитывая, что ещё Ф.М. Достоевский в своих книгах пробовал переосмыслить построение любовных треугольников и преподнести их в нестандартном варианте, прописать для героев такое поведение и характер, которые бы не соответствовали стереотипным ожиданиям. Относительно свежее решение — замена соперничества между двумя кандидатами дружескими отношениями. Например, так оформили любовный треугольник в сериале 2020–2021 «Невероятный плейлист Зои»: персонажи, влюблённые в главную героиню, пытаются отказаться от токсичных паттернов соперничества и признают, что девушка сама должна принимать решение, руководствуясь своими чувствами.
Когда любовный треугольник — провал
В качестве примера неудачного любовного треугольника за последнее время можно выделить сериал 2021 года «Джинни и Джорджия». Взаимоотношения Маркус — Джинни — Хантер не несут никакой интриги: внимание аудитории изначально приковано к Маркусу, тогда как в Хантера сценаристы вложили ничтожно мало качеств, способных притянуть интерес зрителей. На выходе — утомительная романтическая линия. Можно пытаться обосновать этот ход попыткой с помощью внедрения в сюжет Хантера раскрыть характер Джинни, но тогда эту линию не стоило растягивать и уделять ей столько времени.
Другой сомнительный любовный треугольник — в сериале «Тень и Кость» по роману писательницы Ли Бардуго. В сериальной адаптации два потенциальных романтических интереса главной героини представлены настолько неравными, что зрителю даже жалко одного из них: неужели герой не заслужил пару-тройку баллов к харизме, которые могли бы дополнить слабоватый стандартный набор из дружбы с детства и общих воспоминаний?
Читайте нас также на Яндекс Дзен