На протяжении практически всей истории кинематографа в фильмах появлялся образ Manic Pixie Dream Girl (MPDG), и в 2020-х гг. данный персонажный шаблон продолжает жить на киноэкранах. За последние 20 лет образ то набирал популярность среди сценаристов, то подвергался критике.
Термин и его значение
Термин Manic Pixie Dream Girl был придуман американским кинокритиком Нэйтаном Рэбином в 2007 году. Так он охарактеризовал персонажа Кирстен Данст в фильме «Элизабеттаун» (2005). Рэбин критически отнёсся к подобному женскому персонажу, подчеркнув, что Manic Pixie Dream Girl существует исключительно в воображении сценаристов и режиссёров, а единственная цель такой героини — научить сентиментальных задумчивых парней радоваться жизни. MPDG — словно ожившая мужская фантазия о девушке, которая спасёт его от печали, тоски и уныния, покажет, что можно наслаждаться простыми жизненными мгновениями и в итоге сделает счастливым. Характерные черты такого типажа — непредсказуемость, яркость, эмоциональность, свободолюбие. У MPDG может быть много увлечений, её дни наполнены всяческими приключениями, а главная её роль в сюжете — подбадривать главного героя, доказывать ему на своём примере, как жизнь прекрасна и что никогда не нужно сдаваться. Причём мотивы её неподдельного интереса к жизни выбранного ею парня в фильмах обычно не раскрываются. В конце фильма такая героиня может как остаться с главным героем и жить с ним «долго и счастливо», либо загадочно исчезнуть — но, безусловно, оставив неизгладимый след в его памяти и перевернув его жизнь. Как заметил Нэйтан Рэбин, по сути своей такой типаж — сексистский, ведь демонстрирует женских персонажей не как самостоятельных личностей со своими целями и трудностями, а как инструменты для улучшения качества жизни мужчин.
Manic Pixie Dream Girl XXI века
В 2000-х гг. этот образ особенно процветал в кинематографе. Сара (Шарлиз Терон) из «Сладкого ноября» 2001 г., Сэм (Натали Портман) из «Страны садов» 2004 г., Лесли из драматического фильма «Мост в Терабитию» 2007 г. (Анна-София Робб) — все они привносят в жизнь героев элемент волшебства и радости, помогают им посмотреть на всё под другим углом. Часто примерами MPDG ошибочно называют Клементину (Кейт Уинслет) из «Вечного сияния чистого разума» и Саммер (Зои Дешанель) из «500 дней лета», но эти две героини наоборот разбивают стереотип о замечтательной девушке-спасительнице, придающей смысл существованию своего партнёра. Клементина буквально жалуется о том, что многие парни воспринимают её не как настоящего человека со своими проблемами и мечтами, а как некий концепт. Саммер же воспринимается в качестве MPDG главным героем Томом, но весь сюжет фильма демонстрирует, что его ошибкой было пытаться подстроить девушку под свой идеальный картонный образ, который он изначально ей приписал. А вот героиня Дешанель из «Всегда говори «да» (2008) Элисон — как раз-таки та самая Manic Pixie Dream Girl: спортивная девушка на мотороллере, сходу влюбившаяся в главного мужского персонажа.
В 2010-х гг. кинематографическая традиция этого образа вновь находила своё отражение во многих кинолентах. Рамона (Мэри Элизабет Уинстэд) из фильма «Скотт Пилигрим против всех» — один из самых ярких примеров. Главный герой Скотт решает свои психологические проблемы, добиваясь её расположения. В начале 2010-х гг. продолжалась критика этого типажа, но к середине десятилетия она пошла на спад. Как заметил и «отец» термина Нэйтан Рэбин, в 2014 году говорить, что тот или иной персонаж — Manic Pixie Dream Girl, стало почти таким же клише, как и сам этот троп. Зрители стали потихоньку понимать, что проблема MPDG в незавершённости, полупустотности образа главной героини, а вовсе не в том, что это энергичные жизнелюбивые девушки с необычными хобби. Сам такой характер не несёт в себе ничего плохого — нехорошо получается уже в том случае, если подобный персонаж наделён недостаточно продуманной предысторией, а чувства к главному герою не обоснованы. Стало ясно, что сказочные запоминающиеся героини, любовь которых пробуждает в ком-то лучшие качества, — это ещё не Manic Pixie Dream Girl. Появилось много качественных фильмов, где ведущие женские персонажи могли бы быть MPDG, но не стали ими благодаря грамотной работе сценаристов. Нечто подобное наблюдаем в «Рождестве на двоих» (2019), но там стереотип дополнительно перевёрнут ещё и тем, что роль Manic Pixie Dream досталась парню, а образ недовольной жизнью особы — девушке.