Онлайн-магазины, будь то сайты или страницы в соцсетях, — это удобный и быстрый способ приобрести желаемую вещь, не затрачивая лишнего времени на поход в торговый центр. Но, увы, среди изобилия таких бутиков есть много недобропорядочных магазинов и даже абсолютных мошенников. На что нужно сразу же обратить внимание, рассматривая онлайн-магазин для покупки? Есть целый ряд красных флагов, которые не стоит игнорировать.
«Ответили в директ»
Особенно распространено в Instagram: цены не указаны, покупатель спрашивает стоимость в комментариях, а ему в ответ пишут «ответили в директ». Представьте, что вы пришли в офлайн-магазин, а там нет ценников. Вы спрашиваете консультанта, он отводит вас в тёмный уголок и тихо нашёптывает стоимость нужного товара. Ситуация выглядела бы абсурдно. То же самое — онлайн: какому магазину понадобится скрывать цены? Либо они постоянно меняются, либо их назначают для каждого покупателя по-новому в зависимости от впечатления от аккаунта в соцсети. Так что заявленная вам цена может в несколько раз отличаться от предъявленной другому покупателю. Таких онлайн-бутиков лучше сразу избегать, заметив, что они скрывают даже такую базовую информацию, как стоимость.
Одно фото для разных вариаций товара
Пример: магазин продаёт колготки в ассортименте. Но владельцы бутика не удосужились представить отдельные фото для каждого цвета, вместо этого взяв один и тот же снимок и отредактировав цвет изделия в редакторе. Это всегда легко распознать, ведь тогда фотокарточки к продукции выглядят абсолютно одинаково, разница только в оттенке. Во-первых, в таком случае невозможно предугадать, как будет смотреться реальное изделие, ведь цвета нарисованы цифровой кистью и не связаны с действительностью. Во-вторых, есть вероятность, что даже та единственная вывешенная фотография сворована из другого магазина и не имеет ничего общего с продаваемой продукцией. В худшем случае это могут быть мошенники, а никаких товаров может и не существовать.
Подозрительные отзывы
Порой, просматривая отзывы к товару на сайте магазина, видишь такое количество хвалебных посланий, что удивляешься, кто вообще стал бы уделять своё время настолько длинным и кричаще позитивным комментариям. На некоторых площадках покупателей открыто мотивируют оставлять больше отзывов (неважно, позитивных или негативных!), гарантируя за это небольшую скидку, — в этом проблемы нет, всё честно. Но если в магазине нет такой бонусной программы, а в отзывах — целая выставка полотен восхищения какими-нибудь носками или футболкой, это уже настораживает. Также подозрительно, если в нескольких комментариях подряд присутствуют одни и те же выражения, а заменена лишь пара слов. Скорее всего, это проплаченные фейковые отзывы, оставленные по конкретной заявке с требованием упоминания ключевых слов.
Чистка комментариев
Удалять агрессивные комментарии и спам на своей странице — вполне нормально и даже правильно. Но когда онлайн-магазин удаляет недовольные комментарии, где жалуются на качество товара или сообщают, что товар не пришёл, — это знак, что если вы столкнётесь с такой ситуацией, владельцы бутика вряд ли вам помогут. Скорее всего ваши жалобы таким же образом будут уничтожены. Порядочные менеджеры онлайн-магазинов не удаляют жалобы, а вежливо отвечают на них, стараются помочь, прийти к компромиссу. Поэтому в комментариях на страницах крупных брендов вы нередко можете увидеть и недовольные отзывы, на которые SMM-менеджеры или специалисты по работе с клиентами отвечают, пытаясь решить возникшую проблему.
Мудрёные способы оплаты
По закону все интернет-магазины обязаны проводить оплату с помощью онлайн-кассы с выдачей распечатанного или электронного чека. Если вас просят перевести деньги на какой-то мутный счёт, на такой красный флаг нельзя закрывать глаза. Лучше отказаться от этой покупки и потратить время на поиск магазина с прозрачной клиентской политикой, чем потом остаться ни с чем.