Понятие культурной апроприации пока что неохотно принимается в российском обществе, тогда как в западных странах эта проблема регулярно звучит в повестке дня. Пробуем разобраться, что же не так с культурной апроприацией и нужно ли отказаться от дред и афрокосичек, если вы никак не связаны с культурой, в которой они появились.
Определение культурной апроприации
Под культурной апроприацией понимается заимствование элементов одной культуры персонами, принадлежащими к другой культуре, причём подразумевается, что это именно негативное, недопустимое явление. Термин начал распространяться в 1980–1990-х годах в контексте критики западного экспансионизма.
Чаще всего речь идёт об апроприации представителями доминантных (западных) культур атрибутики, символов, элементов одежды и т.д. меньшинств.
Что же насчёт ситуаций, когда представители меньшинств перенимают элементы доминантной культуры и почему такой процесс нет причин осуждать? Дело в том, что тогда это уже культурная ассимиляция, и происходит она как правило вынуждено, а не по желанию меньшинств. Это может быть ситуация, в которой человек пытается приобщиться к культурной атрибутике доминантной группы для того, чтобы избежать дискриминации в свою сторону. Сейчас, к счастью, таких случаев становится меньше, но раньше представителей каких-либо культур могли травить и оскорблять, например, за их одежду, причёску, макияж и т.д. Полное равноправие между культурами всё ещё не достигнуто, поэтому пока что невозможно поставить знак равенства между заимствованием доминантными группами культуры меньшинств и обратного явления.
Почему столько споров
И всё-таки вокруг культурной апроприации разворачивается множество споров. Многие действительно не видят в этом ничего плохого, утверждая, что заимствуют какие-либо элементы из других культур исключительно из чувства восхищения. И они могут быть вполне искренни в своих рассуждениях. В противовес таким высказываниям утверждают, что у людей не должно быть права заимствовать что-либо из культуры, с которой они никак не связаны, так как у них нет соответствующего исторического опыта и они не сталкивались (и не будут сталкиваться) с несправедливым отношением, которому подвергались и подвергаются носители той или иной культуры в том числе в связи с конкретными элементами одежды, макияжа и т.д.
Чьё мнение в данном вопросе первостепеннее? Разумеется, носителей конкретной культуры. Но и эти мнения разнятся, хотя в западных странах превалирует мнение о недопустимости культурной апроприации. Тем временем, например, некоторые темнокожие россияне не видят проблемы в том, чтобы люди других рас носили дреды и афрокосички — причёсок, вокруг которых особенно много дебатов.
Что в итоге можно, а что — нельзя
Так как пока что нет исчерпывающих правил о том, что является культурной апроприацией, а что — нет, нужно пытаться самостоятельно сопоставить все «за» и «против» и решить, будет ли ваше заимствование какого-либо атрибута другой культуры оскорбительным по отношению к её носителям. Чего делать точно нельзя: использовать ради эстетики и вне контекста какие-либо религиозные, сакральные символы с особым значением, с которыми вы не связаны по собственным взглядам. Например, если вы, не являясь представителем коренных народов Америки, используете характерные для их культуры перья исключительно для «образа», это определённо будет оскорбительно по отношению к ним, потому что они наделяют их особым смыслом, а их культура и верования — это не костюм, который можно надеть и снять, когда захочется.
Что же касается более спорных ситуаций, например, тех же дред и афрокосичек, то здесь всё сложнее. Вы должны понимать, что даже если многие темнокожие в России не считают проблематичным появление такой причёски на голове любого человека вне зависимости от культуры и народа, то есть и те, кто посчитает это неуважением. Если говорить о западных странах, то там носителей культуры, воспринимающих заимствование негативно, намного больше. Раздумывая над тем, не сделать ли вам афрокосички или дреды, вы должны принимать во внимание, что это и правда многими будет воспринято как оскорбительное, неуважительное явление, даже если отдельные персоны не против. Необходимо понять, насколько вам комфортно носить такие причёски с осознанием, что есть те, кто действительно из-за этого почувствует пренебрежительное отношение к культуре, носителем которой является.