Искусственный интеллект (ИИ) уже довольно прочно вошел в нашу жизнь — мы ежедневно пользуемся умными чайниками, колонками и чат-ботами, которые выполняют за нас интеллектуальные задачи. Но, освобождая от рутинной работы, делает ли он нас глупее? Александра Борисова-Сале, эксперт по коммуникациям и исследователь миланского Центра этики в науке и журналистике, рассказала, как ИИ влияет на наш мозг, образование и навыки, опираясь на историю, нейронауку и прогнозы экспертов.
Эволюция технологий
Человеческий разум всегда адаптировался к новым технологиям. Протописьменность (пиктограммы на глиняных табличках) позволила «выгружать» информацию из памяти. Финикийское фонетическое письмо в X веке до н.э. упростило запись, сделав знания доступнее. Печатный станок Гутенберга и интернет довершили революцию: информация окончательно переместилась во внешние хранилища. Параллельно технологии — от колеса до парового двигателя и роботов — освободили нас от физического труда. Смартфоны, которые никто не может собрать вручную, — пример полного отчуждения труда. ИИ идет дальше, беря на себя интеллектуальные задачи, подобно трактору, заменившему сотни крестьян.
Нейронаука подтверждает: мозг адаптируется к технологиям. Исследования МРТ показывают, что он пластичен: у колумбийских повстанцев, научившихся читать в 20 лет, увеличились области мозга, связанные с чтением, а у таксистов вырос гиппокамп из-за навигации без карт. Концепция транзактивной памяти Дэниела Вегнера объясняет, как мы распределяем знания: раньше — между людьми, теперь — с интернетом и ИИ. Google-эффект Бетси Спэрроу доказывает, что мы хуже запоминаем факты, зная, что можем найти их онлайн, но лучше помним, где искать.
ИИ и когнитивные изменения
- Что теряем?
ИИ разгружает мозг от рутинных задач, но это палка о двух концах. Исследование 2020 года показало, что водители, использующие GPS, хуже ориентируются, а их пространственная память слабеет. Слепое доверие ИИ может ослабить критическое мышление, особенно если не учиться анализировать его выводы. Снижение запоминания фактов — еще один риск: без тренировки памяти мы становимся зависимыми от технологий.
- Что приобретаем?
ИИ повышает производительность: по данным Стэнфорда (2024), он увеличивает эффективность на 43% для новичков и на 16,5% для экспертов. Навык формулировки запросов (prompt-инжиниринг) становится ключевым и развивает умение разбивать задачи на части и четко определять цели. ИИ-тьюторы, как показало гарвардское исследование, удваивают скорость обучения, объясняя материал без эмоциональных барьеров, что особенно полезно для учеников с ограниченным доступом к качественным педагогам.
ИИ в образовании
ИИ меняет образование. Первоначальные страхи, что он разрушит систему из-за списывания, уступают место новым сценариям:
1. Получение готовых ответов.
2. Генерация контента (пересказы, резюме).
3. Сопровождаемое обучение, где ИИ — наставник.
4. Совместное создание контента.
Анастасия Тмур, эксперт по ИИ в образовании, подчеркивает: ИИ — это «второй мозг», позволяющий решать сложные задачи. Однако перекладывание когнитивной нагрузки на ИИ, например, написание эссе, лишает школьников ценного опыта формирования нейронных связей. Школа учит мыслить, выстраивать логику, а университет — профессиональным навыкам. Для детей ИИ-тьютор полезен, но базовые навыки (чтение, анализ) нужно развивать самостоятельно.
Риски
ИИ не застрахован от ошибок и предвзятости. Исследователи Palisade Research отмечают, что этические барьеры в моделях легко обходятся программистами. Модифицированные модели могут генерировать вредоносный контент, а «эхо-камеры» усиливают когнитивные искажения, подтверждая убеждения пользователя. Дмитрий Волков из Palisade Research предупреждает: без строгих ограничений «расцензуренные» ИИ могут стать общедоступными, влияя на взгляды и мораль.
Так умнее или глупее мы становимся?
Языковые модели настроены оптимистично, отрицая свою опасность, но они — лишь инструменты, зависящие от пользователя. Как заметил Сократ в «Федре», письменность грозила забвением, но не уничтожила разум. ИИ — это «фармакон» (лекарство и яд): он может усилить интеллект, если использовать его осознанно, или ослабить, если слепо доверять. Ключ — ИИ-грамотность и критическое мышление, которые позволяют контролировать инструмент, а не подчиняться ему.