В ряде стран на данный момент действуют специальные женские вагоны в метро, в которых нельзя ездить мужчинам. Рассказываем, чем полезна данная практика.
Смысл женских вагонов в метро
Специальные вагоны выделяются для женщин для того, чтобы обезопасить их во время поездки. Метро может быть действительно опасно для девушек, особенно в час пик, когда люди находятся предельно близко друг к другу и крайне сложным представляется подвинуться, не то что отойти в другую часть вагона. Некоторые мужчины пользуются подобным положением дел и занимаются домогательствами: дотрагиваются до женщин, говорят им непристойные вещи на ухо, пытаются сделать фотографии, например, нижнего белья. При этом защититься от этого очень сложно, а, столкнувшись с такой ситуацией, многие не знают, что делать.
Женские вагоны в Японии
Пожалуй, самые известные женские вагоны — в Японии. Эта страна известна различными мерами, направленными на защиту женщин от извращенцев, и специальные вагоны — одна из них. В начале 2000-х годов в крупных городах Японии участились случаи жалоб о преступлениях сексуального характера в метро. Из-за этого в 2000 году в качестве эксперимента компания Keio Electric Railway ввела первые вагоны только для женщин. Вагоны действовали с ограничениями по времени — только поздно ночью. С 2001 года такие вагоны запустили на постоянной основе. Вскоре другие компании тоже обратили внимание на данную проблему. В июле 2001 компания East Japan Railway Company ввела такую практику, при этом вагоны также функционировали в вечерний час пик.
Первой компанией, организовавшей женские вагоны, действующие в утренний час пик, стала West Japan Railway Company; а первой компанией, чьи женские вагоны работали в течение всего дня — Hankyu Railway.
В 2004 году ситуация особенно обострилась: количество заявлений о случаях такого рода за год достигло 2000, хотя ранее поступало около 500. Таким образом, количество жалоб увеличилось примерно в четыре раза. И, разумеется, реально произошедших случаев домогательств в метро было гораздо больше — это лишь официальные заявления. Из двух тысяч жалоб около трети принадлежало школьницам. Также есть данные, гласящие, что в тот период времени в Японии примерно две трети женщин в возрасте от 20 до 30 лет так или иначе сталкивались с домогательствами в метро. Необходимо было принимать меры, чтобы сократить количество таких случаев, поэтому ещё больше компаний стали запускать женские вагоны.
Сейчас женские вагоны в Японии действуют на более чем 80 линиях метро, внешне они отличаются от «смешанных» вагонов розовыми пометками. Эта практика была воспринята преимущественно положительно. Женщины радуются, что теперь их поездки стали комфортнее и безопаснее. Но и многие мужчины тоже очень довольны этими вагонами. Дело в том, что в Японии обвинение в домогательствах может привести к штрафу и даже тюремному сроку. Увы, иногда обвинения бывают ложными. Но чем больше женщин ездят в отдельных вагонах, тем меньше шанс для мужчины быть ложно обвинённым в преступлениях сексуального характера. Конечно, есть и те, кому женские вагоны кажутся ненужной мерой. Это те пассажиры, которых не устраивает повышенная концентрация людей в «смешанных» вагонах. Также есть небольшая прослойка мужчин, которые недовольны тем, что им запрещают ездить в женских вагонах. Некоторые даже пытаются устроить из-за этого целые скандалы. Например, в феврале 2018 года в Киото несколько мужчин прокатились на женских вагонах, выкрикивая, что все могут на них ездить. Когда прибыли полицейские, им потребовалось около 10 минут, чтобы убедить их покинуть вагон. И всё-таки количество людей, довольных женскими вагонами, превышает число недовольных. Это полезная практика, благодаря которой поездки в метро действительно становятся безопаснее для женщин. В России, кстати, несколько раз предлагали ввести женские вагоны в метро, но пока что эта задумка так и не была реализована.