Для того, чтобы защитить себя от манипуляций со стороны окружающих, в первую очередь нужно научиться анализировать чужую речь, фразы, поведение и то, как те или иные слова влияют на вас. Конечно, не нужно доводить всё до крайностей. Не начинайте с острым недоверием воспринимать все высказывания ваших знакомых, если вам не хочется превратить свою жизнь в бесконечное поле боя, где вы постоянно пребываете в оборонной позиции и стремительно теряете умение доверять людям. Достаточно лишь чуть больше рефлексировать над тем, какие выражения и обороты выводят вас на эмоции, где в вашей психологии находится ахиллесова пята и в какие моменты вы наиболее уязвимы. Итак, вы уже начали разбираться, когда окружающие пытаются играть на ваших чувствах и какими словами они добиваются от вас желаемого. Что дальше, как защититься?
Приёмы метакоммуникации
Метакоммуникация — общение по поводу общения, когда объектом вашего разговора становится сама коммуникация. Приёмы метакоммуникации могут помочь определить мотивы манипулятора, а иногда даже дезориентировать его и приостановить исполнение манипулятивных тактик. Самый основной такой приём — это уточняющие вопросы. Формулировать их можно по-разному, но основной посыл будет «что ты имеешь в виду?» или «чего ты хочешь добиться?».
Спокойствие и сдержанность
Манипуляторы стараются вытянуть из вас сильные эмоции, давят на ваше чувство вины, пытаются вывести вас из себя, ведь конечная их цель — это, как правило, добиться от вас чего-то, что вам невыгодно и не нужно. А в каком случае вы станете делать что-то, что вам не на пользу? Тогда, когда за вас говорит не ваш разум, а ваши эмоции, причём неконтролируемые, хаотичные, сиюминутные. Во время диалога с манипулятором ваша задача — не потерять баланс, не упасть в пучину горячности. Сохраняйте спокойствие, будьте сдержаны и холодны, не поддавайтесь манипулятивным приёмам. Не демонстрируйте свои слабости и уязвимые точки. Как только манипулятор заметит, что уже ранил вас, он продолжит бить по этому месту. Если же он не увидит, что одна из его фраз вас задела, он не сможет выстраивать на этой почве дальнейшую тактику.
Задержанные ответы
Не отвечайте мгновенно. Во-первых, лучше подумать над тем, что говорить. Во-вторых, в результате промедления с ответом манипулятор может отступить. Вы можете сказать ему, что вам нужно подумать над сказанным или посоветоваться с кем-то. Можно ненадолго поставить разговор на паузу фразой «извини, мне нужно срочно ответить по работе». Главное — знать меру. Иногда манипуляторы — это люди, с которыми вам не приходится общаться 24/7, но нужно поддерживать нейтрально-положительные отношения, например, ваш начальник или дальние родственники. Поэтому не стоит прибегать к безусловному игнорированию или слишком грубым уклонениям от ответа.
Критика манипулятора
Этот приём защиты больше подходит для крайних случаев. Заключается он в спокойной критике манипулятора и его фраз: вы можете прямо сказать ему, что, по вашему мнению, тем или иным высказыванием он пытается получить от вас какую-либо реакцию. Иногда, когда манипулятор понимает, что адресат манипуляций осознаёт его истинные намерения, он испытывает растерянность, ему становится сложнее собраться с мыслями. Но этот вариант — опасный. Манипулятор может расценить такое поведение как свою победу, доказательство того, что вы заволновались, а за этим последует новая порция психологической атаки. Поэтому с данным способом нужно быть осторожным — в большинстве случаев лучше проявлять вялую, безучастную реакцию на приёмы манипулятора.
Защита от манипуляций в долгосрочной перспективе
Что можно сделать, чтобы в будущем стать менее уязвимым к манипуляциям? Укреплять свою самооценку и уверенность в себе. Если вы точно знаете, чего хотите, и верите, что достойны лучшего, вами будет крайне непросто манипулировать даже самому искусному мастеру этого дела. Старайтесь стать сильнее, приоритизируйте свои желания, защищайте свои интересы, и тогда манипуляторы будут бессильны против вас.