Когда речь заходит об Альфреде Хичкоке, этого легендарного режиссёра зачастую называют мастером саспенса. Рассказываем, почему это действительно так и какие приёмы он использует в своих фильмах.
Что такое саспенс
Для начала разберёмся с самим термином: саспенс — это состояние беспокойного ожидания в неизвестности, когда зритель, игрок или читатель на некоторое время зависает в состоянии продолжительной напряжённой тревоги и чувствует, что в сюжете вот-вот произойдёт что-то ужасающее. Такой приём применяется в фильмах, играх и книгах в жанрах триллер и хоррор.
Затянутая разгадка
Порой Хичкок действует следующим образом: ещё в самом начале фильма выкладывает как на ладони убедительные улики и подсказки так, что зрителю кажется, что исход фильма уже более-менее реально предугадать, но режиссёр затягивает с разгадкой, не даёт ответ сразу. Этот приём особенно ярко использован в одном из ранних фильмов Хичкока «Жилец» 1927 года. По сюжету в городе появился некий преступник, убивающий блондинок. Тем временем в один из домов заселяется мужчина с несколько странным поведением. Дочь владельцев дома Дейзи — как раз блондинка. Эти обстоятельства уже задают напряжённый тон кинокартины. Но всё оказывается не так просто.
Заложники обстоятельств
Зачастую главные герои в фильмах Хичкока оказываются заложниками каких-либо обстоятельств, они так или иначе находятся под какой-либо угрозой на протяжении всего фильма и стремятся спастись. К примеру, в «39 ступеней» Ричарда приняли за убийцу, так что его вот-вот могут арестовать, поэтому ему приходится пытаться доказать свою невиновность.
Замкнутое пространство
Этот пункт — вдогонку к предыдущему. Нередко Хичкок сводит количество локаций в своих фильмах к минимуму, и создающееся при этом ощущение замкнутого пространства определённым образом действует на зрителя, усиливая его напряжение. Особенно очевидно этот приём использован в фильме 1954 года «Окно во двор». Главный герой сломал ногу, поэтому ему приходится находиться исключительно в пределах своей квартиры. Ему очень скучно, поэтому он решает наблюдать за жизнью своих соседей. Это занятие действительно его затягивает. Но оказывается, что из окна своей квартиры можно увидеть не только спокойный размеренный быт. Главный герой замечает деталь, которая наводит его на мысль, что произошло убийство. Эта догадка начинает занимать все его мысли, у него появляются всё новые домыслы и фантазии, он настолько концентрируется на предполагаемом убийстве, что уже не может отбросить от себя размышления о нём.
Идентификация с главными героями
С помощью монтажа, операторских решений, визуальных деталей и психологических приёмов во многих кинолентах Хичкока достигается особый эффект: зритель начинает особенно сильно сопереживать главному герою, чуть ли не чувствовать себя на его месте, переживать события так, как если бы он сам был бы персонажем кинокартины. В результате всё, что происходит в фильмах, воспринимается зрителем ярче, появляется ощущение настоящего страха и тревоги.
Образы
Также режиссёр использует различные образы, нагнетающие атмосферу. Например, в фильме «Шантаж» 1929 время от времени появляется некий жутко хохочущий шут, которого главная героиня Элис впервые видит на портрете в квартире художника, убийцей которого она позже становится, пытаясь защититься. Шут ещё несколько раз появляется на протяжении фильма, с каждым разом представая всё в более пугающем свете, наводящем ужас.
Музыкальное сопровождение
Конечно, нельзя забывать и про музыкальное сопровождение фильмов Хичкока. Грамотно подобранная музыка усиливает состояние напряжения и тревоги в его кинокартинах. Это актуально как для ранних фильмов режиссёра, представляющих собой немое кино, так и для более поздних, где уже присутствовали диалоги.
Читайте нас также на Дзене