Идея о том, что у каждого человека есть определённое призвание, для многих становится преградой, мешающей получать удовольствие от жизни. Почему так происходит?
Когда всё начинается
Концепция призвания жизни потихоньку прививается людям с малых лет. Когда тебе всего шесть, ты только собираешься идти в первый класс и пока что смутно представляешь, что ждёт тебя в школе, не говоря уже о будущей взрослой жизни, в топ-5 вопросов, которые ты слышишь в свой адрес, наравне с «как тебя зовут?» и «какой твой любимый цвет?» попадает и «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Сам по себе вопрос проблематичным не является, но он становится частью той социокультурной среды, в которой формируется представление ребёнка о мире. Если в раннем возрасте он ещё и столкнётся с усиленным давлением по поводу выбора будущей профессии, этот вопрос может стать для него болезненным в будущем. Особенно если родители начнут сравнивать своего ребёнка, который вроде и бы и сообразительный, и креативный, но не представляет, кем же ему стать, тогда как условный сын тёти Иры в свои 7 лет уже проходит курсы юного программиста и даже практически написал собственную мини-программу, а малыши из передачи «Лучше всех!» так и вовсе успели за пару лет жизни овладеть обширной базой знаний о рептилиях, игре в шахматы или поэзии Пушкина. Ребёнок тоже хочет быть «лучше всех» для своих родителей, но сейчас у него в приоритете не карьера, а простые радости жизни младшеклассника. В итоге он может излишне зациклиться на теме призвания и захватить с собой во взрослую жизнь багаж из комплексов и чувства собственной неполноценности. Даже найдя работу по душе, он может, например, столкнуться с синдромом самозванца.
Почему так не у всех
Значит ли это, что детей не стоит наводить на мысли о том, кем они хотят стать в будущем? Конечно же нет. Но нужно доходчиво объяснить, что отсутствие представлений о призвании жизни не делает его хуже сверстников, что жизнь не состоит из одной лишь профессии и что, в конце концов, за одну жизнь можно сменить несколько сфер деятельности. Если же момент упущен, ребёнок испытал лишь психологическое давление без каких-либо пояснений, а идея-фикс уже поселилась в его сознании, то, увы, спустя много лет ему может потребоваться решать эту проблему и обсуждать своё место в жизни уже не с родителями, а с психотерапевтом.
Роль призвания в современном мире
На самом деле, призвание действительно может играть важную роль в вашей жизни, если вы искренне верите в эту идею. Но в наше время, когда появляется всё больше смешанных, гибридных профессий, а работа одного и того же сотрудника может предполагать деятельность на пересечении нескольких сфер, концепция призвания жизни может оказаться разрушительной. Те самые дети, которые спустя 20 лет так и не решили, кем же они хотят стать, когда вырастут, продолжают переживать об этом, чувствуют себя лишними на любых опробованных ими должностях, ощущают гнетущую пустоту внутри на том месте, где должно было гордо обозначиться их призвание. В то же время те ребята, у которых этот пунктик либо уже проработан, либо никогда и не существовал, могут без лишних терзаний менять место работы и даже профессиональные сферы, получать второе высшее образование, перепрофилироваться, и при этом не чувствовать себя самозванцами. Они более склонны удерживать здоровый баланс между работой и отдыхом, им не нужно пытаться доказывать самим себе, что они заслуживают то, что имеют. Такие люди получают удовольствия от карьерного развития и успехов в творчестве и работе, но они понимают, что их жизнь состоит не только из этого, а они сами — больше, чем их работа и творчество. Напротив, идентифицировать себя с неким призванием и верить, что счастье придёт лишь тогда, когда это самое призвание будет наконец-то найдено, может быть весьма вредоносно для психики — особенно в современном мире со всей его динамикой и многогранностью.