Когда возникает решительное желание улучшить свои навыки общения, многие прежде всего обращают своё внимание на приёмы речи, техники эффективного изложения мыслей, а также стараются пополнить свой словарный запас и даже задумываются о курсах ораторского или актёрского мастерства. Всё перечисленное ранее — это целесообразные меры, благодаря которым вы и вправду достигнете новых успехов на своём пути постижения искусства коммуникации. Только помните, что если вы хотите стать и отличным оратором, и приятным собеседником, нужно учиться не только говорить, но и слушать. В этом вам помогут приёмы активного слушания.
Активный слушатель — какой он?
Есть те, кому не свойственно много говорить, будь то из-за скромности или немногословности. Если вы в разговорах обычно молча слушаете речь собеседника и дополняете диалог своими фразами редко, вы вполне можете задаться вопросом, а не являетесь ли вы в таком случае активным слушателем? Чтобы вы могли сами ответить на это, разберёмся в терминах.
Активное слушание ещё называют эмпатическим. Действительно, если у вас высокий уровень эмпатии, освоить такую технику в общении будет проще — или вы уже ей владеете, просто не приписываете ей конкретные термины. Активный слушатель внимательно следит за рассказом собеседника, причём обращает внимание не только на саму нить повествования, но и на эмоции, которые ему сопутствуют. Для лучшего анализа активный слушатель задаёт уточняющие вопросы и комментирует услышанное таким образом, что в ответ получает дополнительные сведения об отношении собеседника к собственным словам, его чувствах и текущем психологическом состоянии.
Чем полезно активное слушание?
Активное слушание помогает конструктивнее разрешать конфликты, достигать взаимопонимания между участниками беседы и, что очень важно, формировать и укреплять эмоциональную связь и уровень доверия. Если вы часто сталкиваетесь с недопониманиями в общении, нередко чувствуете себя непонятым и испытываете трудности при попытках истолковать смысл реплик ваших знакомых, тогда вам определённо стоит попробовать обучиться приёмам активного слушания.
Как стать активным слушателем?
Сразу уточняем, что для освоения любого из данных приёмов необходимо внимательно слушать собеседника, постепенно учиться определять самые важные детали повествования и воспринимать речь вкупе с мимикой и жестами.
Можно начать с одного из самых простых приёмов — повтор фраз собеседника. Конечно, чтобы не превратиться в персонажа какого-нибудь юмористического сериала, слишком часто прибегать к этому методу не стоит. Выделяйте из речи ваших знакомых те моменты, которые кажутся вам значимыми, и периодически повторяйте их дословно. Можно использовать вопросительную интонацию. Так собеседник почувствует, что он не говорит в пустоту и что вы с интересом вслушиваетесь в его рассказ.
Следующий приём — перефраз. Это уже сложнее, ведь нужно своими словами повторить основные мысли рассказчика, сохраняя ключевые акценты. Перефраз — это возможность для собеседника осознать, насколько близко ваше понимание его слов к тому, что он хочет до вам донести.
Очень полезным методом являются уточняющие вопросы. Если вам показалось, что одна из фраз собеседника очень значима для него, но вы не смогли уловить всю суть, попросите его разъяснить его реплику или уделить больше внимания той или иной тематике. Если вы чувствуете, что человеку сложно сформулировать ответ или он сбился с хода повествования, вы можете помочь ему развить мысль, напомнить, на каком моменте он остановился и т.д.
Также очень полезно давать комментарии на тему эмоций и чувств, особенно если тема разговора к этому располагает. Например, по словам вашего знакомого вам стало ясно, что то или иное событие сильно огорчило его. Можно так и сказать: «похоже, это очень тебя расстроило». Конечно, здесь важно не переусердствовать и не нарушать личные границы. Если такой комментарий оказался уместным, он станет сигналом для вашего собеседника, что между вами есть определённый уровень взаимопонимания. Но не забывайте, что и вам самим тоже нужно быть понятым. Поэтому иногда стоит делать комментарии о своих эмоциях по поводу услышанного. Например, если человек делится с вами своими успехами и вы рады за него, так и скажите.