В последнее время в соцсетях всё чаще говорят о типах привязанности в отношениях и даже шутят о том, что указанием своего типа можно было бы дополнять анкеты на сайтах и приложениях для знакомств. Однако на самом деле теорию привязанности нельзя назвать новой психологической моделью, ведь она практически не менялась последние лет 40, а её основы были намечены ещё раньше.
История теории привязанности
Изначально жизненную важность привязанности ребёнка к значимому взрослому выделил британский психиатр Джон Боулби. Он исследовал влияние разлуки с матерью, отсутствия любви с её стороны и других связанных с семьёй факторов на развитие ребёнка. По Боулби младенцы с рождения и до 3 месяцев потихоньку изучают окружающие их лица и проявляют улыбку, лепет, которые становятся одними из инструментов получения заботы и привязанности со стороны взрослого человека. С 3 месяцев реакции малышей становятся более избирательными, младенцы определяют основные объекты привязанности. С 6 месяцев до двух лет малыши формируют более сильную привязанность, демонстрируют (как правило с помощью плача) сепарационную тревогу, когда значимый взрослый уходит из поля видимости, и проявляют радость при его возвращении. Время идёт, ребёнок развивается и с двух лет взаимоотношения между ним и его опекунами становятся сложнее. Таким образом Боулби выделил сензитивный период, когда формируются привязанности, но исследователи, изучавшие теорию привязанности позже, пришли к выводу, что Боулби переоценил этот эффект раннего периода и что социальное развитие человека во многом зависит и от более поздних взаимоотношений.
Американо-канадский психолог Мэри Эйнсворт провела эксперимент «незнакомой ситуации», изучая реакции младенцев на ситуации, когда они находились в комнате вдвоём со значимым взрослым в лице матери, затем в комнату заходил незнакомец, мать уходила, опять возвращалась, незнакомая персона уходила, ребёнка оставляли одного и т.д. Именно на основе данного эксперимента Эйнсворт в 1960-1970-х гг. выделила те самые типы привязанности, которые сейчас активно обсуждают: надёжный, тревожно-устойчивый и тревожно-избегающий; а коллега Эйнсворт — Мэри Мэйн — дополнила перечень четвёртым типом привязанности — дезориентированный/дезорганизующий. Применение этой теории расширили с 1980-х гг.: распространить эту модель для объяснения романтических отношений между взрослыми людьми решили психологи Синди Хазан и Филлип Шейвер.
Тревожно-устойчивый тип привязанности
Персоны с тревожно-устойчивый типом привязанности испытывают страх быть покинутыми, отвергнутыми, они ищут частых подтверждений любви к себе. Люди с данным типом привязанности могут быть склонны сильно недооценивать себя и, напротив, возвышать своего партнёра, зависеть от него, а также не чувствовать безопасности в отношениях, опасаясь, что их бросят. Причиной формирования тревожно-устойчивого типа привязанности часто является нестабильное присутствие значимого взрослого в жизни ребёнка или его почти полное отсутствие: родители то были рядом, то оставляли ребёнка одного и пренебрегали им.
Тревожно-избегающий тип привязанности
Люди с тревожно-избегающим типом привязанности обычно дистанцируются от окружающих, избегают близких отношений и разговоров «по душам», предпочитают быть как можно более независимыми. Они также могут проявлять излишнюю эгоистичность, подавление своих эмоций и нежелание испытывать сильные чувства. Тревожно-избегающий тип личности обычно формируется в случае, если родители были холодны с ребёнком, игнорировали его потребности, постоянно запрещали что-либо.
Дезориентированный/дезорганизующий тип привязанности
Привязанность данного типа противоречива и болезненна. Персоны с дезориентированный тип привязанности обычно непредсказуемы в отношениях: они то испытывают желание сблизиться с человеком, то испытывают страх близости и хотят разорвать отношения. Они могут часто менять своё поведение с партнёром, причём делать это неосознанно. Формирование этого типа привязанности связано с травматическими событиями, пережитыми в детстве: чаще всего это агрессия и насилие в семье по отношению к ребёнку.
Надёжный тип привязанности
Название «надёжный» говорит само за себя: людям с этим типом привязанности хорошо удаётся построить здоровые, гармоничные отношения. Они знают, что достойны любви, стараются спокойно решать возникающие конфликты и не избегать диалога. Такие персоны умеют доверять людям и осознают важность взаимоотношений. Как правило, их детство было счастливым и благополучным: родители прислушивались к ним, помогали, эмоционально поддерживали, но при этом не подавляли их чрезмерной опекой.
Можно ли изменить свой тип привязанности?
Поменять свой тип привязанности с одного из «опасных» на надёжный можно, хотя и сложно. Правда, важно понимать, что теория привязанности не является абсолютной истиной, её нередко критикуют: далеко не только первые годы жизни влияют на то, как человек ведёт себя с окружающими во взрослом возрасте, взаимоотношения между людьми крайне многогранны, а характеры и истории отдельных персон — уникальны. Поэтому универсальной классификации быть не может. Тем не менее, если вы заметили, что ваш паттерн поведения в отношениях далёк от того, что понимается под надёжным типом привязанности, лучше всего будет обратиться за помощью к психотерапевту. На сеансах со специалистом вы сможете прийти к пониманию того, как научиться доверять людям и выстраивать счастливые отношения.
Кроме того, большая ошибка — бесповоротно надевать на себя один из ярлыков (тревожно-устойчивый/тревожно-избегающий/дезориентированный) и ставить на себе крест, всё больше и больше загоняя в себя в данную модель поведения, оправдывать любые свои поступки типом привязанности и не верить в то, что для вас возможны здоровые отношения. Вместо этого, стоит попытаться больше обсуждать с партнёром то, что вас беспокоит, стараться не закрываться в себе, но при этом соблюдать личные границы во взаимоотношениях. И, опять же, стоит проработать ваши паттерны привязанности с психотерапевтом.