Ретроспектива Балабанова в кинотеатрах РФ: вспоминаем шедевры режиссёра

Стало известно, что в российский прокат вернут киноленты Балабанова «Брат», «Про уродов и людей», «Брат 2», «Жмурки», «Мне не больно», «Морфий», «Я тоже хочу». Помимо необходимости пополнить репертуар российских кинотеатров после ограничений эту ретроспективу можно также приурочить к 25-летию к прокату «Брата»: знаменитый фильм вышел в 1997 году. За что полюбили самые известны кинокартины режиссёра?

«Брат» и «Брат 2»

Фото: Кинопоиск

Если о резонности создания сиквела и его оправданности спорят до сих пор, то первая часть «Брата» — признанная культовой кинолента, ставшая символом 90-х гг. Главный герой — 22-х летний Данила Багров, роль которого исполнил Сергей Бодров-младший — демобилизовался и вернулся в родной маленький город, где у него пока что нет ни работы, ни каких-то других удерживающих «якорей», кроме разве что матери, которая, впрочем, сама уговаривает Данилу отправиться в Санкт-Петербург. Она переживает, как бы парень не последовал по пути своего отца, не избежавшего криминальной судьбы, и надеется, что в Петербурге Данила встанет на правильный путь. Правда, оказывается, что брат Виктор — на самом деле киллер под кличкой Татарин.

«Брат» изобилует ключевыми атрибутами образа России 90-х: бандиты, люмпены, рок-музыканты, рынки, дворы, трамваи, импортные плееры и, конечно, конфликты. Конфликты самые разные: между киллерами, между преступными группировками, между гражданами и милицией, между братьями.

Важно заметить, что Балабанов снял фильм в переходный для отечественного кинематографа период, когда режиссёрам приходилось придумывать что-то новое в изменившихся реалиях, при этом без возможности основываться на советском кинобазисе.

Данила Багров — один из самых горячо любимых героев российских фильмов. Создан он по проверенной схеме: на первый взгляд он простой парень, переживания которого могут показаться жизненными многим современникам, но он получает дополнительную симпатию зрителя благодаря наличию нескольких «высоких» качеств. Данила стойкий, честный, стремится помочь окружающим. Его образ не лишён романтических черт: он словно одинокий путник, ищущий правду в этой жизни. Но в то же время нельзя утверждать, что он идеален. Способы, которыми Багров решает свои проблемы, далеко не всегда безобидны — чаще как раз наоборот. Но именно в своей неидеальности Данила так нравится российским зрителям.

«Мне не больно»

Фото: Кинопоиск

Мелодрама с Ренатой Литвиновой в главной роли «Мне не больно» рассказывает романтическую историю о тайнах, мечтах, смысле жизни. Эстетика киноленты совсем непохожа на «Брата», но атмосфера мира Балабанова всё так же ярко ощущается зрителем. «Мне не больно» сочетает в себе драматическую историю, прекрасную операторскую работу и потрясающую игру актёров. Некоторым зрителям фильм показался недостаточно сильным для Балабанова, но в ответ таким заявлениям можно смело говорить, что это просто не «их» фильм. «Мне не больно» заметно отличается от других шедевров Балабанова, и это совсем не то, что ожидаешь после того же «Брата», но это ничуть не преуменьшает ценности фильма.

«Морфий»

Фото: Кинопоиск

Фильм «Морфий» снят по мотивам цикла писателя Михаила Булгакова «Записки юного врача» и его рассказа «Морфий», причём над сценарием к киноленте работал Сергей Бодров-младший. Одна из последних кинолент в творчестве Балабанова. Молодой доктор Поляков назначен земским врачом в сельской больнице. Работа оказывается крайне непростой и даже опасной. Доктор пытается бороться за жизнь своих пациентов, но в одной из таких битв под угрозой оказывается он сам. Поляков сталкивается с зависимостью от морфия, но поначалу сам не верит, что с такой проблемой может столкнуться здравомыслящий человек. В этом фильме Балабанов изображает не современную ему Россию, а конец 1910-х гг. «Морфий» доказывает, что у режиссёра превосходно получалось справляться далеко не только с образами 1990-х и 2000-х гг. Фильм — жёсткий, тяжёлый, с романтической линией — но не о любви.