В феврале в московских галереях и музеях проводится немало интересных выставок, которым есть чем порадовать и восхитить ценителей искусства. Не забывайте, что для посещения нужно будет предъявить QR-код.
«Маркус Люперц. Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника», MMOMMA
Поклонникам неоэкспрессионистского подхода к живописи и скульптуре стоит посетить первую в Москве ретроспективную выставку Маркуса Люперца, представленную Московским музеем современного искусства на Петровке совместно с немецкой галереей Майкла Вернера. В своём творчестве Люперц, ставший известным в 60-х гг. XX века, сочетает абстракцию и фигуративную живопись. Гости выставки увидят около сотни скульптур и картин Люперца.
Михаил Врубель, Новая Третьяковка
До 8 марта в Новой Третьяковке (ул. Крымский вал, д. 10) можно посетить выставку, посвящённую творчеству Михаила Александровича Врубеля (1856–1910 гг.). Выставку можно без преувеличения назвать масштабной: представлено более 300 произведений Врубеля. Полотна художника были предоставлены 14 музеями (не только российскими, но и зарубежными). Так что другой такой шанс погрузиться в творческий путь Врубеля может представиться совсем не скоро. Экспозиция разделена на два уровня: до и после 1902 г. В тот год художник закончил работу над «Демоном поверженным», ставшим сенсацией в мире искусства, и был госпитализирован в психиатрическую клинику. Симптомы психического расстройства у Врубеля были очевидны: периодически ему казалось, что он Пушкин, Христос, человек из эпохи Ренессанса или будущий московский генерал-губернатор. Посетители выставки смогут проследить, как этот переломный год повлиял на стиль художника.
«Достоевскому посвящается», Третьяковская галерея
В здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке до 13 марта продлится особенная фокус-выставка, состоящая всего из 9 произведений. В центре внимания фокус-выставки — единственный прижизненный портрет Фёдора Михайловича Достоевского. Также посетители выставки смогут увидеть произведения искусства, к которым писатель обращался, высказывая своё мнение (впрочем, не всегда сугубо положительное).
«Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова», Третьяковская галерея
Ещё одна выставка в Третьяковской галереи отличается особой концепцией: отобрано 20 работ, которые в своё время вызвали неоднозначную реакцию публики и некоторыми критиками были отвергнуты. Третьяков, однако, не сторонился произведений, вокруг которых разгорались оживлённые противоречивые дискуссии. Коллекционер с готовностью приобретал те картины, что вызывали не только восхищение, но и возмущение, недовольство и даже острое неприятие. Например, «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова некоторым критикам казалась неправильно построенной в плане положения рук главной героини, да и сам сюжет был понят и одобрен не всеми. Сейчас же эта картина — одно из самых узнаваемых произведений отечественного искусства XIX века. Идея выставки как раз в том, чтобы посетители узнали, насколько по-разному были восприняты современниками знаменитые картины ключевых лиц российской живописи и каким смелым, решительным был подход Третьякова к собранию коллекции.
«Французский вкус князей Юсуповых», Новый Иерусалим, г. Истра
Если вы готовы совершить небольшое путешествие в Московскую область, а конкретнее — в город Истра, то стоит побывать в музее «Новый Иерусалим» и заглянуть на выставку «Французский вкус князей Юсуповых». Там вы увидите внушительное частное собрание XVIII–XIX вв. — коллекцию картин, начатую князем Николаем Юсуповым (1730–1832 гг.). Позже коллекция расширилась благодаря наследникам Юсупова. Всего организаторы выставки представили вниманию гостей 37 работ, среди которых картины таких французских художников, как Арман Шарль Карафф, Жан Тассель, Юбер Робер, Маргерит Жерар, Франсуа Буше, Элизабет Виже-Лебрен, Клод Жозеф Верне и не только. В пространственном плане выставка организованна таким образом, что посетителям удобно рассматривать даже масштабные работы. Особое место в экспозиции занимает картина художника Жана Тасселя под названием «Жертвоприношение Ифигении»: работа прошла через годы кропотливой реставрации.