Исчерпывающего объяснения, почему нам так нравится зависать в соцсетях, не существует, тем более что в каждом индивидуальном случае ключевую роль могут играть какие-либо личные факторы. Однако есть очень распространённая теория о том, что завлекательность соцсетей связана прежде всего с дофаминовой зависимостью. Рассмотрим эту версию и заодно обсудим, как же блокировка соцсетей — в первую очередь Instagram — привела многих к вынужденному избавлению от многолетней аддикции.
Молекула Ким Кардашьян
Британский клинический психолог Воган Белл однажды назвал дофамин «молекулой Ким Кардашьян», и обоснований у такой искромётной метафоры может быть много: Ким — одна из самых популярных знаменитостей в мире по количеству подписчиков в Instagram; она также ассоциируется с миром условных развлечений и удовольствий, реалити-шоу и модных мероприятий. Дофамин — гормон и нейромедиатор, напрямую связанный с положительными реакциями на события и действия и принимающий непосредственное участие в системе вознаграждения/внутреннего подкрепления. Как только вы испытываете что-то приятное, радостное, позитивное — дофамин тут как тут: активно вырабатывается в вашем организме.
Дофаминовая зависимость от соцсетей
В чём же подвох? Без дофамина жизнь была бы тусклой и печальной, хотя, вернее сказать, никакой жизни просто бы и не было. Он нам необходим. Но, увы, у некоторых людей формируется стойкая дофаминовая зависимость, в том числе от соцсетей. И это отнюдь не говорит плохо о самом дофамине или о соцсетях: всем известно, что зависимость может образоваться не только от принципиально вредных веществ/действий и т.д. Например, достаточно распространена пищевая зависимость, но это ведь не значит, что процесс поглощения пищи сам по себе чем-то плох. Кстати, по сути термин «дофаминовая зависимость» можно отнести к любым другим аддикциям, но в данном случае мы сконцентрируемся именно на навязчивой потребности проверять соцсети.
Итак, человек заходит в новостную ленту соцсети. От чего он получает удовольствие? От просмотра самих картинок/видео, юмора, но также и от социальной жизни — или её имитации. Он видит лайки на своих постах, комментарии к ним, а ведь это тоже форма социального взаимодействия, эдакая мини-версия комплиментов в «реальной» жизни. В случае со сториз в Instagram положительные эмоции приносила также иллюзия общения с блогерами, ведь создаётся впечатление, что кто-то делает обзор на косметику, рассказывает о просмотренных фильмах или записывает кукинг-гайд лично для вас, как если бы вы были близкими друзьями. Впрочем, нет ничего опасного в том, чтобы периодически получать такого рода положительные эмоции. Проблема возникает, если для пользователя соцсетей этот вид дофаминовой подпитки становится одним из превалирующих. Если в его жизни, например, мало общения, активности, творчества или ему не хватает чего-то другого, то соцсети становятся для него неким светочем, привносящим позитив в его будни. Только вот стоит пару часов не проверять ленту новостей, как наступает лёгкое уныние, тревога, скука, и всё — пользователь снова онлайн в поисках новых генераторов дофамина. При этом для одних это превращается именно в настоящую зависимость с болезненной ломкой, а для других — даже очень активных — пользователей соцсетей это просто одно из развлечений, без которого они тоже могут отлично проводить время.
Блокировка соцсетей и избавление от зависимости
В связи с недавней блокировкой соцсетей, особенно Instagram, получать привычную дозу дофамина стало сложнее. Да, нечто подобное ещё можно раздобыть, но это несколько другой сорт: кто-то мигрировал в иные соцсети, но дизайн, подача контента и даже сами блогеры там другие, и тех самых ощущений уже нет; кто-то ищет пути обхода блокировок, но посещать соцсеть уже проблематичнее, не так удобно, да и часть любимых контент-мейкеров могла покинуть это интернет-пространство и перебраться в другие. Так что для многих блокировка стала принудительным путём избавления от зависимости. Причём для некоторых она прошла не так болезненно, как ожидалось. Немало интернет-пользователей отмечают, что уже даже не испытывают тяги к Instagram и нашли другие способы проводить своё свободное время. Для них открылись иные способы получения дофамина — встречи со знакомыми, физическая активность, кино, чтение, рукоделие и т.д. При этом те же персоны могли уже не раз пытаться бороться с зависимостью от соцсетей, но «срывались» и снова листали ленту. Теперь, когда бывший источник дофамина хотя и существует, но в изменённом варианте, «пути назад» нет, так что гораздо легче идти до конца, исследовать различные офлайн-развлечения. Поиск альтернативных бустеров дофамина — это неотъемлемая часть лечения от любого вида зависимости. И, когда начинаешь находить причины радоваться вне соцсетей, всё те же лайки, комментарии, видео и фото хотя и могут приносить позитивные эмоции, но уже не вызывают мучительной аддикции.