Термин «иммерсивный» всё чаще появляется в анонсах предстоящих мероприятий. Что же такое иммерсивный театр и когда он появился?
Особенность иммерсивного театра
Иммерсивный театр — это такая форма театра, при которой зрителя погружают в действие спектакля за счёт ликвидации сцены. Исчезает «четвёртая стена», существующая между публикой и актёрами в случае с классическим «трёхстенным» театром. Зачастую в иммерсивном театре актёры взаимодействуют со зрителями, а аудитория в комфортном для себя темпе может рассматривать различные связанные с пьесой объекты. Нередко также задействуются ароматы. Часто зритель совсем не скован в перемещении и может выбирать, куда ему пойти. В таком случае от его решений зависит, в каком порядке он посмотрит части постановки.
Театральный исследователь Г. Ситковский выделяет два вида иммерсивного театра: энвайронмент и променад. Энвайронмент — когда зритель раскрывает сюжет, изучая пространство. То есть существует некая постоянная локация, которую исследует аудитория. Спектакль-променад — когда зритель ходит по маршруту, заданному режиссёром. Сюжет раскрывается постепенно, по мере прохождения этого пути.
Первый иммерсивный спектакль
Считается, что первый иммерсивный спектакль — это «Sleep No More» 2003 года от британской театральной группы Punchdrunk. Он основан на пьесе Уильяма Шекспира «Макбет». Punchdrunk также вдохновлялись фильмами нуар, особенно произведениями Альфреда Хичкока. Кроме того, в спектакле были отсылки к суду над ведьмами Пейсли. Особенность спектакля заключалась в следующем: зрители, зайдя в здание, могли пойти на один из пяти подготовленных этажей в своём собственном темпе. На всех этажах происходят какие-либо события постановки. При этом Punchdrunk предупреждали своих зрителей, что в ходе спектакля они могут испытать «интенсивные психологические ситуации», а погружаться в «Sleep No More» лучше в индивидуальном порядке, а не вместе с кем-то, хотя передвигаться по зданию группами тоже не запрещалось. Всего участвовало около 25 актёров, длительность спектакля для каждого зрителя была своя, но не более 3 часов. Можно было не только наблюдать за актёрской игрой, но и с близкого расстояния исследовать декорации, бумаги, разложенные в комнатах и т.д. Зрителей попросили сохранять тишину, надеть и не снимать специальные маски, сохранять дистанцию между собой и актёрами и не пользоваться телефонами и фотоаппаратами.
Конечно, до этого тоже предпринимались попытки вовлечь зрителя в спектакль, например, ещё в XX веке Всеволод Мейерхольд иногда пробовал переносить действие спектакля в зал, но именно работа Punchdrunk считается первым примером иммерсивного театра, после которого данный феномен стал стремительно набирать популярность.
Иммерсивный театр в России
В России иммерсивный театр достиг особой популярности к концу 2010-х, и интерес к нему никак не утихает — всё больше режиссёров пробуют себя в этой сфере. Первые иммерсивные проекты в России стали появляться в 2014 году. Среди них — «Норманск» в Центре им. Мейерхольда и «Шекспир.Лабиринт» Театра Наций.
Один из самых известных российских иммерсивных спектаклей — «Чёрный русский» 2016 года, поставленный в особняке Спиридонова в Москве режиссёром Максимом Диденко. «Чёрный русский» — постановка по мотивам «Дубровского» А.С. Пушкина. В спектакле реплики чередовались с пением и танцами контемпорари, а аудитория разделялась на группы, каждая из которых наблюдает за одной из сюжетных линий. На спектакле зрители чувствовали различные ароматы: сена, леса… Кроме того, их даже кормили закусками. Нередки были и прикосновения актёров к аудитории.
Бывают и оперы в иммерсивном формате — например, первая в своём роде «Пиковая дама» в усадьбе Гончаровых-Филипповых.
Иммерсивному театру есть, чем вас удивить, так что стоит хотя бы раз попробовать погрузиться в этот формат спектаклей собственнолично.