Замечали ли вы за собой симпатию к резко отрицательным персонажам, поведение которых в реальной жизни вам показались бы неприемлемыми? Происходит это далеко не просто так: сценаристы и режиссёры сериалов и фильмов ответственно подходят к созданию антигероев. Благодаря особым приёмам они пробуждают в зрителях неоднозначные чувства по отношению к таким персонажам на грани любви и ненависти. К каким же хитростям кинематографисты прибегают чаще всего?
Харизма и привлекательность
Нетрудно заметить, что наиболее горячо любимых зрителями антигероев в сериалах и фильмах играют внешне привлекательные актёры. Но одного этого недостаточно: вспомните, как даже в случае с кино, главную роль в котором исполняет ваш фаворит, вы вынуждены бросать просмотр, если повествование слишком скучное, а сам персонаж — вялый, нелогичный, раздражающий своими слишком слабо обоснованными поступками. Поэтому успешные антигерои отличаются своей собственной харизмой, придуманной сценаристами и режиссёрами и переданной актёрским талантом исполнителя роли. Выражаться это может в манере речи, мимике, коронных фразах, жестах. Иногда эта харизма настолько сильна, что, если в сериале или фильме есть протагонист, на фоне антагониста он может казаться простачком с тоскливой мотивацией и нудными репликами. В некоторых случаях и протагонист, и антагонист в равной мере харизматичны и крайне удачно продуманы, тогда наблюдать за их противостоянием становится в высшей мере занимательно. Отличный пример — Шерлок и Мориарти из сериала от BBC. Благодаря грамотно составленному сценарию и актёрской игре Эндрю Скотта фанбазы этих персонажей практически равны между собой (особенно очевидно это было после выхода второго сезона).
Трагическое прошлое
Чтобы аудитория сочувствовала антигерою, сценаристы обычно создают печальный бэкграунд. Самый распространённый ход — травмирующие события из детства. Без лишних спойлеров укажем, что нелёгким детство было у Джокера в одноимённом фильме 2019 г. и Нормана Бейтса как в триллере Хичкока 1960 г. «Психо», так и в сериале 2013–2017 гг. «Мотель Бейтс». Как только зритель получает обоснование развития характера антигероя, он уже не воспринимает его действия отдельно от его прошлого и неосознанно начинает оправдывать персонажа.
Человечность
Но чтобы зритель в полной мере начал сопереживать антигерою, необходимо ввести элемент человечности. Необходимо, чтобы аудитория фильма или сериала видела, что антигерой — это не бездушная машина для убийств, и в его душе есть место чему-то доброму, светлому. Приведём в пример Джо из сериала Netflix «Ты»: на протяжении нескольких сезонов он совершает чудовищные поступки, но ими его деятельность не ограничивается — в частности, парню свойственно сопереживать детям и приходить им на помощь в тяжёлых жизненных ситуациях. Стоит только зрителю увидеть, как герой безвозмездно помогает подросткам, как Джо мгновенно получает несколько баллов и «плюс в карму» от неравнодушной аудитории. Нечто похожее мы наблюдаем в японском драматическом сериале «Последние друзья» 2008 г. Один из персонажей регулярно совершает домашнее насилие и жестоко поступает со своей девушкой, но сценаристы не забывают наделить антигероя парой положительных черт: так же как и Джо, он искренне хочет помочь детям, когда видит, что с ними плохо обходятся.
Разумеется, не нужно корить кинематографистов за использование всех этих приёмов, ведь делается это для того, чтобы создать действительно интересный и увлекательный контент. Кроме того, некоторые из этих ходов необходимы для создания нешаблонного, многогранного персонажа, а вовсе не для того, чтобы оправдывать его злодеяния. Главное — не идеализировать и не романтизировать антигероев, а тем более не переносить симпатию к ним на реальную жизнь.