Отношение людей к инвалидности в России долгое время было достаточно сложным. За рубежом уже десятки лет инвалидность не позиционируется как болезнь. Проекты по организации доступной среды внедряются в строительство объектов инфраструктуры, становится комфортно жить и передвигаться по городам и даже небольшим населенным пунктам. Соответственно, люди на колясках, с особенностями зрения или слуха, ДЦП и различными диагнозами живут в одной среде с людьми без особенностей здоровья.
Давайте рассмотрим несколько правил, которые помогут правильно объяснить ребенку особенности корректного поведения при встрече с людьми с инвалидностью.
РАССМАТРИВАТЬ И ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ - НОРМАЛЬНО.
Ребенок исследует и изучает мир с особой тщательностью, и для того, чтобы реакция на те или иные вопросы была органичной, родителям необходимо с малых лет прививать чувство такта. Когда ребенок впервые встречает на улице человека на коляске или с тростью в руках, не нужно заставлять его отворачиваться. Не акцентируйте на этом внимание, наоборот, подайте ребенку пример того, что человек с особенностями - явление часто встречающееся и не удивительное. Если же ребенок каким-то образом привлекает к себе внимание и ведет себя вызывающе (например, громко спрашивает, почему дядя не ходит), то переключите внимание на какой-то другой объект. Когда вы останетесь наедине, спокойно объясните своему чаду, что людям вообще склонно иметь особенности, даже у самого малыша (обратите внимание на какую-то примечательную деталь его внешности) есть непохожие на других черты. Ведите разговор в положительном ключе, не заостряйте внимание на чувстве жалости.
Если ребенок общается с человеком с инвалидностью напрямую, то абсолютно уместно задавать вопросы самого разного характера. Как правило, инвалид сам знает о том, как правильно объяснить ребенку, чтобы усмирить его интерес. И детские вопросы его вряд ли испугают.
ПОМОГАЙТЕ ТОГДА, КОГДА ВАС ПОПРОСЯТ.
Зачастую впервые сталкивающиеся с людьми с инвалидностью проявляют чрезмерную заботу. Обычно человек с особенностями хорошо приспосабливается и большинство задач может сделать самостоятельно. Если вы действительно готовы помочь, спросите, нужна ли ваша помощь. В случае, если та или иная манипуляция вам непонятна, попросите объяснить подробнее о том, как именно лучше помочь.
ОБЩАЯСЬ СО СЛАБОВИДЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ ПОДРОБНО РАССКАЗЫВАЙТЕ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ
Люди с нарушением зрительной функции очень тонко чувствуют мир, а их другие чувства восполняют отсутствия зрения. У них очень развиты слух, осязание и обоняние. Даже никогда не видя в своей жизни цвета, они очень хорошо себе их представляют на уровне ассоциаций. Например, красный очень похож на горячее, а синий - на холодное или цвет неба. Если вы попадете в ситуацию, когда нужно проводить плохо видящего или невидящего человека, в разговоре с ним подробно описывайте все, что встречается у вас на пути: обстановку, детали, черты людей, которые к вам непосредственно относятся. Предупреждайте о лестницах и переходах, встречающихся по дороге, о наличии бордюров и других подобных вещей.
НЕ ТРОГАЙТЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ БЕЗ СПРОСУ
Объясните детям, что специальные средства передвижения маломобильных граждан - коляски, трости, ходунки и тому подобное - не игрушки. Это действительно необходимые предметы, без которых невозможно передвижение. Расскажите ребенку о том, что коляска и прочее - это такие “усовершенствованные” ноги, которые помогают свободно перемещаться человеку с особенностями. Не позволяйте детям отвлекать собаку-проводника, так как животное находится на службе, и малейший сбой в его работе может привести к не комфортным последствиям для его хозяина.
ОБЩАЙТЕСЬ НА РАВНЫХ
Встреча с человеком с инвалидностью не должна давать повод для сюсюканий или общения как с маленьким ребенком. Даже если перед вами человек с ментальными нарушениями. Общайтесь свободно, соответственно возрасту вашего оппонента. В случае, если ваш собеседник имеет нарушения речи, вежливо просите его повторить или спросите сами правильно ли вы его поняли.
НЕ БОЙТЕСЬ ГОВОРИТЬ “ЗАХОДИ” ЧЕЛОВЕКУ НА КОЛЯСКЕ
Совершенно нормально обращаться к человеку в инвалидной коляске со словами “заходи”, “пойдем” и подобными фразами. Люди с инвалидностью по слуху или зрению также используют привычные для всех слова “посмотрите”, “Увидимся”, “Слышали ли вы об этом”. Так что абсолютно уместно говорить об утраченных функциях в подобных ситуациях, ведь человек с таким родом ограничений тоже видит и слышит мир, просто немного по-другому.
ЕСЛИ ОСОБЕННЫЙ РЕБЕНОК ПОЯВИЛСЯ В КЛАССЕ, ОБЪЯСНИТЕ РЕБЁНКУ, ЧТО ПОМОГАТЬ ЕМУ - ЭТО ЗДОРОВО
Бывают ситуации, когда в школьном классе появляется ребенок с инвалидностью. Существует несколько приемов, как наладить контакт и правильное позиционирование ребенка с инвалидностью в детском коллективе. В первую очередь, среди одноклассников нужно распределить задачи, которые они будут выполнять. К примеру, мальчики могут переносить учебники из одного класса в другой, а девочки - сопровождать и помогать раскладывать тетради и письменные принадлежности на парте. Такие несложные задачи должны проводиться в духе соревнований и в игровой форме. Подобная помощь должна преподноситься как некий перерыв и переключение на другой вид деятельности между уроками.
Для того, чтобы общество стало более толерантным, нужно с детских лет прививать чувство такта и правильное понимание того, что такое инвалидность. Инвалидность - это физические или ментальные особенности человека, которые ограничивают определенные функции организма: способность к передвижению, самообслуживанию, ограничению зрения, слуха или речевой функции и так далее. Сама по себе инвалидность - это не болезнь, а состояние, являющееся следствием какого-то заболевания.