Начинаем разбираться в искусстве: советы для новичков

Заманчивая идея погрузиться в мир искусства время от времени посещает многих «непосвящённых». Но за десятки веков плодотворной работы художников разных направленностей информации об искусстве стало так много, что не знаешь, с какой стороны подступиться к этому бездонному океану знаний. Зачем и как начать свой путь искусствоведа-любителя?

Для чего разбираться в искусстве

Первое, что нужно понять, — зачем это вам. Без достаточной мотивации вы долго не продержитесь, поэтому необходимо уже в самом начале ответить себе: «я хочу разбираться в искусстве, чтобы…». Вы наверняка смотрите современное кино, сериалы, читаете книги и новости. В XXI веке в большинстве контента любой формы присутствует элемент интертекстуальности, выраженной в отсылках, аллюзиях, цитатах на другие произведения, идеи или события из прошлого. Если вы плохо разбираетесь в искусстве, этот дивный мир подтекста будет вам недоступен. Вы считаете лишь то, что на поверхности, оставив позади целые смысловые пласты. Поэтому базовые знания на искусствоведческие темы полезны для каждого, кто потребляет какой-либо контент. Чем больше вы узнаёте, тем более детализировано и полноформатно воспринимаете текстовые, визуальные и аудиоматериалы из вашего инфополя.

Как приступить

Нередко ошибкой становится попытка охватить всю историю искусства с первобытных времён, тем более что немало учебников и энциклопедий начинаются именно с них. Но не нужно ставить цель узнать всё обо всём — сосредоточьтесь на том, что вам действительно интересно. Если чтение информации о наскальных рисунках загоняет вас в тоску, с лёгкой душой переходите к эпохе Возрождения или к модернизму. Если вы не студент факультета истории искусств, едва ли кто-либо потребует от вас знания всех периодов. Известно, что информация запоминается легче тогда, когда она представляет для вас особый интерес. И, напротив, безразличные вам сведения редко оставляют след в памяти.

Не забудьте Библию

Вне зависимости от ваших религиозных взглядов хотя бы на элементарном уровне разбираться в содержании Библии — это must know для всех, кто хочет лучше понимать мировое искусство. Можно относиться к содержанию Библии как угодно и воспринимать данное собрание текстов сугубо в качестве художественного произведения. Можно не читать её целиком. Главное — понять в общих чертах содержание, ведь тогда вы разблокируете обширный сегмент библейских отсылок, присутствующих в огромном количестве произведений современной культуры, в том числе массовой. Библейские отсылки — и в саге о Гарри Поттере, и в «Бэтмене против Супермена» Зака Снайдера. Поэтому пропускать знакомство с Библией, пусть даже и быстрое, никак нельзя — иначе вы рискуете остаться с огромными пробелами в понимании искусства за последние две тысячи лет.

Простая форма изложения

Грузить себя сложными искусствоведческими текстами — это, конечно, похвально и целесообразно, но только если вы чувствуете, что у вас получается таким образом усваивать информацию. Если вы совсем новичок, то, вероятно, столь углублённое изучение в академическом стиле стоит оставить на потом. На первых же порах обратите внимание на более доступные форматы изложения материала, например, ролики на YouTube и подкасты. Есть замечательный подкаст Насти Четвериковой «Искусство для пацанчиков», название которого говорит само за себя: простыми словами и в расслабленном темпе вам объяснят достаточно сложные тонкости живописи, литературы и т.д. Есть канал Artifex Ru, где за 10–20 минут видеоролика вы узнаете целый ряд интересных фактов об искусстве. Лучше всего не ограничивать свою интернет-школу одним источником и читать, слушать и смотреть больше и чаще. Если что-то вам кажется совсем скучным или закадровый голос клонит вас в сон, поищите альтернативу.

Клуб по интересам

Будет ещё лучше, если вы будете не только потреблять и осмыслять информацию, но и обсуждать это с другими. Отлично, если у вас уже есть друзья по искусствоведческим порывам, но если нет, то интернет поможет вам в поиске собеседников. Создавать клубы по изучению какой-либо сферы искусства — это уже устоявшаяся практика. Причём необязательно, чтобы встречи проходили в реальности. Достаточно даже тематической беседы, где раз в неделю участники обсуждают прочитанное, увиденное и услышанное.