Нарды: что это и как играть

Нарды — игра, главная цель которой — снять все фишки с доски раньше, чем это сделает противник. В последнее время популярность этой настольной игры возросла: всё больше людей приобретают специальную доску и пытаются разобраться в правилах. Одна из особенностей нардов состоит в том, что она рассчитана на двух игроков, так что вам не придётся собирать большую компанию.

История нардов

Игры, похожие на нарды, существовали уже несколько тысячелетий назад. Например, ещё в 3500 году до н. э. у древних египтян была игра сенет, в Иране нечто схожее было за 3 тысячи лет до нашей эры, а в Древней Месопотамии придумали царскую игру Ура. Хотя механизмы этих игр близки к нардам, напрямую они не связаны.

Никто не может сказать, где и когда конкретно появились нарды. По одной из версий их придумал персидский мудрец Бозоргмехр. Нардами он ответил на челлендж, который персам выдвинули индийцы, послав им шахматы. Бозоргмехр справился: он смог разобраться, как играть в шахматы, а вдобавок ещё и отправил индийцам свою придумку — нарды. Правда, подтвердить или опровергнуть эту легенду теперь уже не получится.

Итак, нарды были придуманы на Востоке, а в Средние века стали распространятся по Европе, причём получили название «трик-трак». На протяжении столетий у нардов не было унифицированных правил. Общая концепция сохранялась, но люди могли играть по-своему. В 1743 году англичанин Эдмонд Хойл установил вариант правил игры в нарды, который используют и сейчас. Называется сформулированная Хойлом версия «короткие нарды». Другой распространённый вариант игры — длинные нарды. Новичкам стоит попробовать начать с коротких нардов, правила которых мы рассмотрим.

Правила коротких нардов

На доске расположены 24 узких треугольника, которые принято называть пунктами. Они объединены в 4 группы по 6 таких треугольников. У этих групп есть специальные названия — «двор» и «дом». На доске присутствуют 2 дома и 2 двора: по одному дому и одному двору на каждого из двух игроков. Дом и двор отделены друг от друга особой планкой, которую именуют как «бар». Позже вы узнаете, когда нужно класть на неё шашки. Для каждого из двух противников пункты нумеруются раздельно, т.е. если для вас самый дальний пункт считается 24-ым, то для вашего противника он же будет 1-ым.

У каждого игрока в распоряжении  всего 15 шашек одного из цветов: 2 шашки — в 24-ом пункте, 5 — в 13-ом, 3 — в 8-ом и ещё 5 шашек — в 6-ом пункте.

Игроки по очереди кидают по две кости и двигают шашки строго в направлении от пунктов с большими номерами — к треугольникам с меньшими номерами. Шашки можно ставить только на пункт, на котором ещё нет двух или более шашек противника. Такой пункт называется открытым. Нужно учитывать числа на обеих костях. Они относятся либо к отдельным ходам, либо к одному. Т.е. если у вас выпало 2 и 4, значит, одной шашкой вы можете сходить на 2 пункта, а второй — на 4. Другой вариант: вы ходите одной и той же шашкой сразу на 6 (2 + 4) пункта, но только в ситуации, когда промежуточный пункт, отдалённый от начального на 2 или 4 пункта, является открытым. Если из двух выпавших чисел можно сыграть только одно, то нужно так и сделать. Если из выпавших числе можно сыграть оба отдельно, но не вместе, тогда выбирайте большее из двух чисел. В случае, когда у вас выпал дубль, оба числа нужно сыграть дважды (если выпали две тройки, играете четыре хода по 3). Если есть хотя бы какая-то возможность сыграть, игрок не вправе отказаться от своего хода.

Занятый лишь одной шашкой пункт называется «блот». В чём его функция? Если на него попала шашка противника, блот — «побитый», поэтому его кладут на бар. Ситуация: вам выпало какое-либо число, а одна из ваших шашек лежит на баре. В таком случае вы можете вернуть шашку с бара в игру. Для этого поставьте её на пункт-треугольник, соответствующий выпавшему числу. Если эти пункты заняты, вы пропускаете ход.

Вы можете начать решительно выбрасывать шашки с доски (и ощущать, что победа где-то близко) начиная с того момента, когда все 15 шашек уже в доме. Бросаете пару костей — снимаете с доски те шашки, которые находятся на пунктах, соответствующих числам с костей. Если это не представляется возможным, ваша опция — переместить вашу шашку с пункта, большего, нежели число, которое вам выпало. Побеждает тот, кто первый выведет все свои шашки с доски.