Должно быть, ни у одного отечественного мультсериала XXI века нет такого количества взрослых поклонников, как у «Смешариков». 215 серий основной части сериала (2003–2012) до сих пор пересматриваются и переосмысляются поздними миллениалами и ранними представителями поколения Z, чьё детство прошло под истории о приключениях круглых героев. Чем же «Смешарики» так выделяются на фоне остальных произведений российского мультпроизводства?
Колоритные персонажи
Итак, в «Смешариках» 9 основных героев — антропоморфных животных, плюс эпизодически появляющийся робот Биби и дополнительные герои с минимумом экранного времени. Казалось бы, в большинстве мультсериалов персонажи построены по такому же принципу: база характера построена заложена утрирования каких-нибудь качеств или гиперболизированного изображения известного образа-стереотипа. Крош — пацан-сорванец, практически такой же, как тот самый друг ребёнка-зрителя, с которым он играет в футбол по средам на районе. Копатыч может напомнить аудитории их собственных дедушек, души не чающих в своём огороде и с распростёртыми объятиями встречающих внуков каждое лето у себя в деревне. Важно, что эти характеры из жизни даны вкупе с более книжными, «киношными» образами. Бараш — эдакий меланхоличный поэт, страдающий за искусство, тяжело переживающий непонимание окружающих и стремящийся романтическим образом донести свои чувства до Нюши. Карыч — крайне эрудированный джентльмен с манерами аристократа. Пин так и подавно прибыл из Германии и говорит с акцентом. Возможно, какие-то из этих черт зрители и встречали в своих знакомых, но для большинства детей это скорее непривычные, даже загадочные характеры, напоминающие персонажей из большого кино.
Конфликт поколений наравне с взаимопониманием
Обратите внимание, что в «Смешариках» представлено как минимум два возрастных поколения, а корректнее будет даже выделить три. Если бы было можно присвоить им возраст по человеческим меркам, то первая группа (Ёжик, Нюша, Крош, Бараш) — это ребята 7–17 лет (да, в зависимости от серии их поведение, переживания и деятельность можно отнести либо к детству, либо к подростковому возрасту). Вторая группа — Кар-Карыч, Лосяш, Пин — 40–50 лет. И, наконец, третья группа — это Копатыч и Совунья: их образы мгновенно ассоциируются с дедушками и бабушками соответственно. При этом все они на равных участвуют в сюжете, общаются, помогают друг другу. Иногда между ними конфликты и непонимание, но все девять смешариков часто общаются, проводят время вместе, советуют, как быть, организуют совместные мероприятия. И, что очень важно, они не объединены родственными связями, так что их коммуникация не обусловлена шаблонами «родители — дети», как в «Свинке Пеппе» или в «Трёх котах». В «Смешариках» не только представители младшего поколения обращаются к старшим за помощью, но и наоборот. Например, в серии «Бутерброд» Лосяш просит Ёжика и Кроша помочь ему сесть на диету. В конце этого же эпизода именно Крош высказывает ключевую мысль о том, что нельзя насильно принудить кого-то измениться, изменения должны исходить из тебя самого, а не извне.
Философия и отсылки
И, наконец, главное, за что продолжают любить «Смешарики» повзрослевшие зрители — это глубинные смыслы и референсы, неожиданно проскальзывающие в красочном мультсериале. Например, в том же «Бутерброде» есть сцена-аллюзия на фильм Хичкока «Психо». В эпизоде «Смысл жизни» очевидная отсылка на «Сталкера» Тарковского. Серия «Партия будет доиграна» демонстрирует то, как в процессе гонки за какой-либо победой в пылу азарта может казаться жизненно важным всех «переиграть», а по прошествии времени понимаешь, что согласен и на ничью. В «Солнечном зайчике» поднимаются глобальные вопросы о том, можно ли радоваться жизни, когда знаешь, что кто-то в этот момент страдает. В большинстве мультсериалов для детей серии заканчиваются какой-нибудь поучительной мыслью: это классический формат. Но в «Смешариках» эти идеи иногда достигают совсем уже философского уровня. И, конечно, многие шутки в сериале отличаются двусмысленностью и многослойностью. Можно сравнить это со «Шреком», которого в 5 лет смотришь поверхностно ради прикольных шумных персонажей, в 10 — начинаешь задумываться о том, как там отражена тема любви, в 15 — осознаёшь скрытый смысл казавшихся простыми шуток, а в 20–30 пересматриваешь, смеясь так, будто слышишь всё это впервые.
2D-ламповость
В заключение — про техническое. Озвучка сериала — на высоте. Каждый голос не просто копирует типичное мульт-звучание, а подстраивается под характер. У персонажей есть собственные коронные фразы и фигуры речи. Конечно, нельзя забывать незамысловатое, но кажущееся невероятно уютным 2D в «Смешариках».Поздние 3D-воплощения сюжета вызвали волну негатива со стороны ценителей 2D-графики. Неудивительно, что режиссёр Денис Чернов в 2020 году выпустил новый сезон в классическом 2D, который, кстати, вызвал противоречивые реакции.