В связи с ограничениями со стороны иностранных компаний в российский прокат возвращается франшиза «Три богатыря». Вспоминаем, с чего всё началось и чем хороши мультфильмы о новых приключениях героев былинного эпоса.
«Алёша Попович и Тугарин Змей» как золотой образец
В 2004 году студия «Мельница» подарила зрителям полнометражную анимацию «Алёша Попович и Тугарин Змей». Ранее «Мельница» уже зарекомендовала себя мультфильмом «Карлик Нос», который публика приняла в целом положительно. Вспомним сюжет первой части богатырской саги: главный герой — простой ростовский парень Алёша — мягко говоря непутёвый. Кажется, будто его всюду преследуют неудачи. Когда к Ростову подступает орда под командованием Тугарина Змея, Алёша решает взять на себя роль героя.
Разберёмся, чем всем так понравился мультфильм. На первом месте — яркие, комичные и нетипичные персонажи. Они контрастировали с привычными героями, например, студии Disney, тем более по фильмографии на 2004 год. Даже персонажи, не заявленные принцами, у Disney были чрезвычайно идеализированными — Мэри и Марти Сью во плоти. Тот же Аладдин — конечно, простой парень, вроде бы и вор, но как же у него много высоких душевных качеств, проницательности, ума, эмпатии к окружающим. Он тоже ошибается, но не совершает совсем комичных ошибок, тогда как Алёшу по сюжету ждёт целый ряд неудач. Характер Алёши развивается с трудом, а не по классическому шаблону. Дальше — лучше. Продолжая сравнения с «Аладдином», напомним, что у него были товарищи в лице джинна, ковра-самолёта и обезьянки Абу. Двое из них в сюжете играют роль волшебных помощников, обеспечивают Аладдина возможностью выйти из тяжёлой ситуации магическим образом. У Алёши тоже есть своя команда, но из волшебных талантов только умение говорить у коня Юлия. Другие бойцы за справедливость — это возлюбленная Любава, её бабушка, наставник-друг Алёши дед Тихон и осёл. По сути «Алёша Попович» опередил своё время и ещё в 2004 г. сделал то, что стало массовым в кинопроизводстве только в 2010-х: собрал команду неудачников.
При этом мультфильм отличается характерными российским колоритом: деталями в пейзаже вроде берёзок, полей; элементами культуры Древней Руси (косоворотка Алёши, деревянные дома в деревнях, традиционный костюм Любавы и т.д.). Мультфильм оказался тем, чего так ждал отечественный зритель — не копированием иностранного произведения, а аутентичной анимацией, у которой нет аналогов.
«Алёшу Поповича» ждал успех. Для многих он так и остался единственным образцовым богатырём: уже начиная со второй части франшизы под названием «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» стали появляться претензии к юмору (или его отсутствию), исказившейся атмосфере, вялой динамике сюжета.
Что пошло не так?
Хотя два других богатыря — Добрыня Никитич и Илья Муромец — тоже продуманные, интересные персонажи с цепляющими характерами, у них уже нет той самой «непутёвости», из-за которой все так сопереживали Алёше. Они оба сильные, сдержанные, одним словом — герои. Ты знаешь, что они со всем справятся и для этого им даже не нужны товарищи. В «Илье Муромце» возлюбленная Ильи Алёнушка и Князь Киевский большую часть сюжета проводят в попытках отыскать богатыря и помочь ему, но их вклад оказывается не особо значительным.
В 2010 году «Мельница» объединила богатырей в одном фильме, попыталась добавить юмора, но едва ли оправдала ожидания. В дальнейших сериях франшизы заметно, как студия пытается сыграть на уже полюбившихся зрителям персонажах, помещая в центр повествования Юлия и Князя.
Исправилась ли «Мельница»?
Средние оценки зрителей на Кинопоиске у первых трёх фильмов франшизы — выше 7.0. Будем честны, для отечественного кинематографа это отличный показатель. У всех остальных — ниже 7.0, в основном даже не дотягивают до 6.0. Кроме мультфильмов «Конь Юлий и большие скачки» (2020) и «Три богатыря и Конь на троне» (2021) — они снова с почётными семёрками. Похоже, студия решила поставить на Юлия и Князя все ставки, отодвинув богатырей на самый дальний план. Рисковый шаг помог расположить к себе часть зрителей. За последние два года «Мельнице» удалось вернуть свою репутацию также благодаря более-менее интересным сюжетам с поучительным посылом. Есть ли у «Трёх богатырей» будущее? Всё зависит от того, сможет ли «Мельница» удивить новыми композиционными ходами. Вероятно, долго продержаться только за счёт Юлия и Князя тоже не получится. А пока что ждём новых подвигов «Мельницы» и пересматриваем их лучшие произведения.