Проблема, с которой сталкиваются многие родители в первые месяцы обучения в первом классе, связана с адаптацией ребенка к новому режиму жизни. Только «вчера» ребенок был в детском саду, где есть свои порядки и правила, а уже «сегодня» ему нужно делать уроки, сидеть за партой и носить тяжелый рюкзак. Разберемся в статье как облегчить адаптационный период новому школьнику.
Адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом:
Физическая адаптация — ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
Психологическая адаптация — мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Все эти критерии способны усугубить положение дел и уровень привыкания ребенка к новой жизни. Опытные педагоги и родители знают, что есть несколько секретов успешной адаптации к первому классу:
Расскажите, что ждет ребенка в стенах школы. Ни алфавит, ни счёт до десяти, ни поделки по технологии, а рассказ именно про уклад школы. Знакомство со школой и её правилами, проживание всех испытываемых эмоций, осознание и принятие себя в новом, школьном статусе и усвоение нового режима жизни. Подробно опишите или даже нарисуйте вместе то, что ждет ребенка в течение дня.
Школьные принадлежности на виду. Не надо убирать рюкзак на самую дальнюю полку со словами: «Это к школе, не трогай!». Если ребенку важно, то пусть ходит с ним по дому и рисует новыми карандашами из пенала. Запреты только усугубляют положение дел.
Предоставьте выбор. Пусть ребенок сам выбирает одежду на день или неделю. Обсуждайте, показывайте варианты, давайте ему право высказывать мнение.
Знакомство со школой. Зайдите вместе на сайт школы, посмотрите, как зовут учителей, где столовая, сколько уроков, когда будете забирать, что такое продлёнка и почему не надо бояться директора. Зовите на прогулку после школы одноклассников ребенка, пусть их общение продлится и вне стенах учебного заведения.
Рассказывайте о том, как вы были школьниками. Покажите школьные фотографии, если остались, расскажите школьные истории, вспомните свою первую двойку и эмоции по этому поводу. Ребёнок должен понять, что все ходили в школу, все хоть раз получали двойку и при этом выжили. Посмотрите вместе фильмы про школу, обсудите их и ответьте на все появившиеся вопросы.
Заранее прокачайте все важные бытовые навыки: застегивать пуговицы и завязывать шнурки, аккуратно есть, пользоваться общественным туалетом и способность обратиться за помощью к незнакомому взрослому, если вдруг отстал от класса.
Не задавайте лишних вопросов. Не нужно в первые недели обучения доставать ребенка: «Ну как все прошло? Что ел? Какие уроки были? Какая девочка тебе нравится?». Учителя вообще пока не мучайте, а правильные вопросы ребёнку звучат так: «Что было интересного? Понравилось? Испугался? Успел? Расстроился? Переживал?». И не удивляйтесь тому, что самым интересным местом была столовая.
Не спешите с анализом. Оценивать внимательность, способность к концентрации и школьные навыки можно не раньше, чем в начале второй четверти. До этого момента всё зависит исключительно от созревания эмоционально-волевой сферы и уровня эмоционального интеллекта.
Контейнируйте эмоции. Помогайте ребёнку пережить, проговорить и обсудить все его эмоции. Ни успехи, ни оценки, ни неудачи, а только его эмоции по всем этим поводам.
Говорите, что любите его. В этот период ребёнку как никогда надо быть уверенным в том, что родители его любят. Больше обнимайте, чаще говорит, что любите его, проводите больше качественного времени вместе.