Что делать, если ребенок не говорит?

Речь ребенка проходит все главные стадии формирования до 5 лет. Все чаще современные дети начинают произносить первые слова в 3, а иногда и в 4 года. Подобные задержки требуют активного внимания специалистов и тщательной работы родителей. Что же делать, если ваш ребенок все еще не говорит?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет. При нормальном речевом развитии до появления словесной, фразовой речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается. Для того, чтобы речь запустись необходимо включить родительское внимание и работу с ребенком:

Формируйте указательный жест

  • Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
  • Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков
  • Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
  • Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!»; вместо: «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
  • Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
  • Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
  • Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
  • Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
  • Катайте ребенка на качелях, качайте в гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.

К каким специалистам обращаться?

Следует начать с осмотра у:

  1. Сурдолога (нужно посетить для проведения аудиологического скрининга, исследования слуха)
  2. Невролога (если ребенок легко возбуждается и трудно успокаивается, плохо спит, мало ест и имеет другие нарушения)
  3. Психиатра (если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются частые истерики, агрессивность, фобии)
  4. Психолога (есть особенности поведения у ребенка, такие как: не смотрит в глаза, не откликается на имя, не выполняет простые просьбы)
  5. Логопеда (для проведения сенсорных занятий, направленных на запуск речи)

Если ребенка привели на занятия к логопеду в 2–2,5 года, шанс догнать возрастную норму очень высокий. Если до 6-летнего возраста ребенка родители не предпринимали никаких мер, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.