Если долго не думать над вопросом «когда появилась детская литература», может показаться, что ответ очевиден и что книги для детей вероятно появились тогда же, когда и произведения для взрослых. Но это отнюдь не так.
В создании литературы для детей до XVII–XVIII веков не видели особого смысла, ведь и отношение к самим детям было совсем иным — особенно в семьях крестьян. Как известно, раньше в большинстве семей могло быть по 10 детей — а то и больше. Первые годы жизни ребёнок не мог приносить никакой практической пользы домохозяйству, да и судьба его не была определена: в Средневековье и более раннее время детская смертность была повсеместна, болезни и голод уносили жизни малышей. В возрасте нынешних младшеклассников выжившие дети уже начинали помогать родителям по хозяйству, а позже — довольно рано женились и выходили замуж. В таких условиях не было причин затрагивать вопрос об актуальности специальной литературы для детей. Как такового «детства» у большинства ребят не было. Конечно, в семьях высоких сословий детям уделялось побольше внимания, но в качестве чтения им скорее бы предложили что-то познавательное или практическое.
Первые книги для детей в России
Первые образцы литературы для детей в европейских странах были поучительного, дидактического характера, а правители России в XVIII веке старались брать пример с Запада. Дебютант в истории российской детской литературы — «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» (1717 г.). Подготовлено «Зерцало» было по инициативе Петра I: он хотел, чтобы новое дворянство воспитывалось по западному образцу, на который император ориентировался. Получился своеобразный учебник этикета с рекомендациями для юных дворян. В книге советовалось обучаться фехтованию, танцам, иностранным языкам; объяснялось, как вести себя за столом; уточнялось, что пьянства и плохих грубых компаний лучше избегать.
Сказки Екатерины II
Ни для кого ни секрет, что Екатерина II была правительницей, уделявшей особое внимание просвещению и образованию. Но не все знают, что она сама была настоящей сказочницей: императрица самостоятельно писала детские сказки «О царевиче Февее» и «О царевиче Хлоре». Занятно, что композиция её произведений была выстроена по тем особым правилам сказок, которые сформулировал советский филолог Владимир Яковлевич Пропп гораздо позже — в XX веке. В сказках особый упор сделан на нравоучительный элемент. Правда, сказочные произведения Екатерины «провисают» по части логики повествования и мотивации героев. Но есть кое-что принципиально важное: Екатерина по-новому представила перед читателями образ ребёнка. Так, царевич Хлор — это именно ребёнок. В сказке явно прописаны свойственные Хлору как ребёнку черты — любопытство, сообразительность, эмоциональность, учтивость, благовоспитанность. Таким образом, Екатерина II создала Хлора как некого ориентира для детей, обладающего теми качествами, которые императрица считала важным воспитывать в малышах.
Первый российский журнал для детей
Учитывая, что даже книги для детей появились настолько поздно, несколько удивительным кажется то, что уже в 1785–1789 гг. издавался первый в истории России особый детский журнал с трогательным названием «Детское чтение для сердца и разума». Издавался он под руководством Николая Ивановича Новикова. Сам Новиков был очень интересной персоной: являлся инициатором организации самого крупного в России собрания алхимической литературы под названием Герметическая библиотека, сыграл существенную роль в истории московского масонства, был противником крепостного права, искренне трудился на благо общественного просвещения и хотел привить широкой аудитории интерес к чтению. Неудивительно, что человек столь прогрессивных для XVIII века взглядов старался расширить и читательский выбор для детей.
Постепенно с повышением качества жизни общества улучшалось и отношение к детям, а потому и детская литература продолжала динамично развиваться и стала таким важным и обособленным книжным сегментом, какой мы её знаем в наши дни.