Каждого родителя всегда волнуют вопросы развития своего малыша, а вопросы речевого развития и вовсе стоят всегда во главе угла. В статье разберемся, когда стоит обращаться за помощью к специалисту и на какие признаки нужно обратить внимание.
Существуют физиологические нормы правильного речевого развития. Специалисты считают, что к трём годам ребёнок должен говорить предложениями из нескольких слов, задавать вопросы и достаточно развернуто на них отвечать. К сожалению многих родителей, такой прогресс в речи трехлеток отмечается очень редко. Даже если малыш сам, без помощи логопеда, заговорит в 3 года, то дальнейшее развитие речи будет долгой работой, чтобы дотянуться до уровня речи ребёнка его возраста. Если он попадёт к логопеду до школы, ему предстоит очень сложная работа. Но общими усилиями можно справиться и догнать ровесников.
Поэтому если в 2−2,5 года речь ребёнка очень бедна, лучше не ждать, а обратиться за консультацией к специалистам. Понаблюдайте за тем, как он играет и общается, как реагирует, когда вы его не понимаете и обратите внимание на признаки, которые указывают на задержку речи.
Ребёнок говорит, но вы ничего не понимаете
Если у ребенка невнятная речь, «каша во рту», он не проговаривает окончания слов, сокращает слова — всё это поводы обратиться к специалисту. Стоит насторожиться и в тех случаях, если ребенок не строит предложения или неверно согласует слова, например, «мама мой» вместо «мама моя», а также если в его речи появились запинки. Малышу проще использовать крики, жесты, плач, некоторые звуки, иногда простые слова, чем напрягаться и трудиться над речью. Специалисты во время диагностики помогут обнаружить причины проблем с задержкой и наметят план запуска речи.
Ребёнок неправильно произносит звуки
Родителям детей постарше нужно задуматься, если к пяти годам ребенок не произносит все звуки чисто. Если вместо русского звука «р» вы слышите французскую горловую «р» или звук «л», стоит подумать о консультации.
У ребёнка сложности с чтением и письмом
Подобная проблема появляется в 6-7 лет, когда ребёнок идет в школу. Если в его тетради много исправлений от педагога, если он читает медленно, неразборчиво, плохо понимает и запоминает прочитанное, логопед поможет справиться с возникшими трудностями.
Как помочь ребенку самостоятельно
Пока вы ищите хорошего логопеда, мы предлагаем несколько общих советов, как можно заниматься с ребенком дома:
- Общаясь с ребёнком, используйте фразы, выводящие на диалог: «что ты принес?», «что это у тебя в руках?, «что ты сделала?». Ставьте в ситуацию выбора «Ты хочешь воду или чай?».
- Играйте в игры на развитие понимания речи: одевайте игрушку, повторяя элементы одежды; учите части тела, показывая их на кукле, разглядывайте и называйте картинки, изображающие разные действия.
- Развивайте фонематический слух. Попробуйте поставить перед ребёнком несколько «громких» бытовых предметов (миксер, чайник, пылесос и т. д.), покажите, как шумит каждый. Затем попросите закрыть глаза и показать/cказать, какой прибор вы сейчас включали. Также можно играть с разными музыкальными инструментами (дудочка, барабан, мелафон и т. д.).
- Уделяйте внимание развитию по возрасту. Главное развитие малышей до трёх лет — сенсомоторное. Вместо того, чтобы долго сидеть за столом и пытаться учить цифры, играйте в активные игры, ползайте, лазайте, кидайте мячи.
- Развивайте мелкую моторику. Сама по себе она речь не запускает: здесь важна не просто свободная манипуляция с мелкими предметами, игрушками, а именно чёткое выполнение конкретных шагов, последовательность действий, которую вы предлагаете выполнить. Пластилин, тесто и мелкая мозаика (под вашим присмотром) только улучшат ситуацию с продвижением речи.