Быть родителем – это принимать, понимать и помогать ребенку во всем. Даже если дело касается его эмоций и нестабильных состояний в разные периоды взросления.Что такое контейнирование и чем оно полезно расскажем в этой статье.
Контейнирование – способность удерживать и подавлять в себе негативные эмоции путем их принятия и анализа. Этот термин был создан британским ученым Бионом Уилфредом, который предложил модель человеческих отношений «принимающий – отдающий».
Основой подобной модели в рамках родительско-детских отношений лежит то, что младенец не в состоянии справиться со своими переживаниями и эмоциональными потрясениями, и ему в этот сложный момент просто необходим взрослый человек, который поможет справиться с эмоциями и прожить ситуацию.
Зачастую, своеобразным «контейнером» этих потрясений для ребенка становится мама или папа. Родители, пользующиеся подобным методом, позволяют ребенку решать свои задачи взросления. Это не всегда может быть успешно, ведь контейнируя эмоции, мы разрешаем ребенку злиться, пугаться, расстраиваться, плакать и страдать. Все это для малыша – новые состояния, и у него совсем нет опыта, который с легкостью поможет ему их прожить самостоятельно.
«Способность одного человека быть для другого психологической утробой, дать ему утешение и успокоение в своих объятиях, называют способностью к контейнированию - от слова «вместилище» - по смыслу сходно с выражением психологическая утроба. Что вмещает контейнер? Те самые чувства, с которыми человеку не под силу справиться самому. Боль, страх, обиду, разочарование - все то, что мы испытываем в ситуации сильного стресса» - говорит Людмила Петрановская.
Техника контейнирования
1. Принятие
На первом этапе мы обнимаем ребенка или берем его за руку. Так мы даем ему понять, что всегда рядом с ним в сложной для него ситуации, готовы поддержать и помочь.
2. Проговаривание
Далее проговариваем то, что может в этот момент ребенок чувствовать, например: «Ты сейчас напуган…», «Я вижу, как ты расстроен…», «Да, сейчас ты очень злишься…»
Этот этап покажет ребенку, что в своем мире, где ему плохо, он не один, что вы его понимаете и знаете те же ощущения.
3. Объяснение ситуации
Необходимо связать его чувства с реальной обстановкой дел. Например:
- «Ты сейчас напуган потому что собачка резко выбежала из-за угла»,
- «Я вижу, как ты расстроен из-за того что мы должны убирать игрушки»,
- «Да, сейчас ты очень злишься на то, что мы не можем это купить».
В этом случае активно работает развитие причинно-следственных связей и ребенку становится более ясно, почему та или иная эмоция в нем зародилась.
4. Понимание
Завершаем контейнирование тем, что даем ребенку понять, что мы его всецело слушаем и понимаем.
-«Я понимаю, как тебе стало страшно, ведь она выбежала очень неожиданно, сейчас собачка уже далеко и мы будем внимательнее, чтобы больше так не пугаться»
- «Я понимаю, что хочешь поиграть еще, но нам нужно готовиться ко сну, завтра будет новый день и новые игры, а сейчас можем немного поиграть во время купания, а после прочитаем сказку»
- «Я понимаю, что ты сейчас зол, но мы зашли в магазин только за молоком. Я запомню, что тебе понравилась эта игрушка и в следующий раз мы ее купим»
Путем проговаривания всех эмоций, всех причин и следствий, а главное, развития этой ситуации мы помогаем ребенку осознать себя, свои чувства и понять, что мир на этом не остановился и все будет еще лучше. Впоследствии, ребенок научиться справляться со своими эмоциями и каких-либо истерик можно будет избежать вовсе.