Однозначного ответа на вопрос «Надо ли водить ребенка на развивающие занятия» не существует. Все зависит от конкретного ребёнка, его развития, социальной адаптированности и индивидуальных потребностей ребенка, а также от конкретных развивающих занятий.
Сторонники развивающих занятий, утверждают следующее:
- Заниматься с ребенком лучше опытному педагогу, который, в отличие от мамы, знает, что, как и когда необходимо дать ребенку.
- Обучить ребенка можно только с девяти месяцев до трех лет.
- На развивающих занятиях ребенок общается со сверстниками, социализируется.
- Развивающие центры хорошо адаптируют ребенка к школе.
- Развивающие центры лучше, чем государственный детский сад.
- В развивающих центрах применяют все новейшие методики раннего развития.
- В развивающих центрах формируют группы потенциально одаренных детей.
На самом же деле уже давно доказано, что раннее развитие, направленное на обучение ребенка чтению, письму и цифрам, в возрасте до трех лет вредно, так как задействует только левое полушарие мозга ребенка, а правое, отвечающее за интуицию, пространственное мышление, творчество, воображение и фантазию – не развивается. При этом, надо понимать, что в развивающих центрах дети всегда разного уровня подготовки и на самом деле педагог не занимается с каждым индивидуально и авторских методик по раннему развитию там практически не применяется. Обычно в развивающих центрах педагоги занимаются с детьми рисованием, лепкой, аппликацией и другими творческими предметами, что в общем, совсем неплохо.
Помните, что раннее развитие никак не влияет на способности ребенка в школе, – это давно доказано учеными на практике. Поэтому если вы хотите водить ребенка на развивающие занятия для подготовки к школе, не стоит тратить свое время и деньги.
Ребенку, пока он не начал активно разговаривать, то есть до трех лет, не нужна никакая социализация и дети рядом: ему вполне достаточно занятий и общения с мамой.
Если вы по каким-то причинам не отдали малыша в ясли, а вам необходимо свободное время, хотя бы пара часов в день, то отдать ребенка в развивающий центр – это выход из ситуации и полноценная замена яслям. Там ребенок будет заниматься творчеством и учиться общению с детьми, но знайте, что в бесплатных яслях занятия будут мало чем отличаться от развивающих занятий в специальных центрах. То же самое можно сказать и про детский сад. Посещая только детский сад и занимаясь по государственной методике, ребенок приходит в школу адаптированным ровно так же, как после развивающего центра, и в плане знаний, и в плане социализации.
Все вышеперечисленные аргументы за развивающие центры, как видно, придуманы самими маркетологами развивающих центров для их популярности. Если вы придете в развивающий центр, то вы не увидите там группы детей, отобранных по степени одаренности, потому что детей в эти центры берут абсолютно всех, после внесения денег за обучение.
Миф о том, что обучаться ребенок может только до трех лет, тоже давно развеян учеными и пропагандируется адептами раннего развития. Наоборот, доказано, что своевременное развитие ребенка намного благоприятней влияет на его дальнейшие способности, чем раннее. Так, если ребенок начинает читать с пяти до девяти лет, то это норма, а если в три года – это значит, что обучая своего малыша чтению, вы не развили в нем какой-то другой навык, творческий, которому он должен был обучиться в то время, когда учился читать.
Если вы решили отдать ребенка в развивающий центр, отдайте. Хуже от этого не будет, но проверьте, чтобы в этом развивающем центре с ребенком занимались творчеством, развитием фантазии и прочих навыков, соответствующих уровню развития ребенка. Не стоит сажать за парту ребенка трех-пяти лет и проходить в развивающем центре школьную программу, освоив которую ребенку будет скучно в школе. Тогда после окончания начальной школы начнутся реальные проблемы с учебой. Не бегите впереди паровоза, посмотрите, что нужно вашему ребенку, насколько он готов к занятиям, какого рода занятия ему нужны. Если вы сами не можете понять, что именно нужно вашему ребенку, посетите проверенного детского психолога, который скажет, готов ли ваш ребенок к школе в умственном и социальном плане. Нуждается ли он в посещении развивающих занятий – и если да, то каких именно.