Особенности хоумскулинга в США

Хоумскулинг, по правде говоря, — это то же домашнее обучение. Вот только едва ли кто-то назовёт данную форму получения образования в России именно хоумскулингом. Кажется, будто в США этот процесс отличается от отечественного, но так ли это на самом деле?

Требования и распространённость

Законодательство может существенно варьироваться от штата к штату: это касается и требований к родителям/опекунам, решивших перевести своих детей на домашнее обучение. Некоторым приходится составлять учебные планы и сдавать специальные тесты, оценивающие успешность усвоения пройденного материала, а другие обходятся без этих формальностей. Также в США распространены специальные ассоциации хоумскулеров — организации, предоставляющие поддержку и материалы локальным хоумскулерам.

Статистические данные не всем кажутся релевантными, так как они не предоставляют на 100% соответствующую реальности информацию с точностью до каждого школьника, но благодаря им мы можем получить примерное представление о количестве учащихся дома. По данным Национального центра статистики образования США (NCES), с 1999 до 2016 гг. количество детей, обучающихся на хоумскулинге, увеличилось с 850 000 до 1 690 000 человек. Кстати, когда родителей спросили, почему они выбрали такой формат обучения для своих детей, 34% ответили, что причина в беспокойстве о безопасности и комфорте школьной среды, возможности негативного влияния сверстников в плане вредных привычек и т.д. 17% родителей приняли решение о хоумскулинге из-за того, что были недовольны качеством образования в школе. Кроме того, 16% предпочли домашнее обучение по религиозным причинам. Что касается возраста детей на хоумскулинге, то значительного разрыва между представителями начальной, средней и старшей школы не было. С наступлением пандемии популярность хоумскулинга ожидаемо возросла.

Социализация и комьюнити

В России самая большая причина беспокойства относительно детей на домашнем обучении — это социализация. Но данная проблема легко решается: при таком формате учёбы у ребёнка может быть относительно гибкий график, значит, остаётся достаточно времени на посещение кружков, художественных и музыкальных школ, спортивных клубов. Там дети и подростки смогут не только заниматься любимым хобби, но и общаться со сверстниками.

Что касается США, кроме кружков и дополнительного обучения социализации школьников могут способствовать так называемые «комьюнити»: родители, предпочитающие хоумскулинг, собираются вместе с детьми, собственными силами устраивают уроки по разным предметам таким образом, чтобы вызвать у ребят искренний интерес к изучаемому материалу. Например, чья-то мама отлично разбирается в математике — она и проводит занятия по этой дисциплине, а чей-то папа прекрасно ориентируется в мире американской литературы, тогда он готовит тематические уроки про известных писателей и их шедевры. Чаще всего такие комьюнити, во-первых, организуют соседи, а во-вторых, речь обычно именно о младшеклассниках.

Джон Холт и анскулинг

Анскулинг — форма домашнего образования, приоритизирущая интересы ребёнка, развитие его индивидуальности. В принципе, не все приверженцы анскулинга придерживающиеся радикально негативных взглядов на систему образования., но большинство анскулеров предпочитают отказываться от школьной программы и создавать для ребёнка такие условия, при которых он мог бы изучать то, что ему действительно интересно, не ограничивая свою любознательность.

Термин «анскулинг» был придуман педагогом Джоном Холтом. Его, кстати, называют не только создателем анскулинга, но и отцом хоумскулинга. Выводы, к которым Холт пришёл после наблюдения за поведением учеников к школе, он описал в своих книгах. Самые известные из них — «Причины детских неудач» и «Залог детских успехов». Холт считал одним из недостатков системы образования в том, что в школах учеников приучают не развиваться, а только находить правильные ответы на тесты. Оцениваются не знания, а видимость этих знаний. Частично идеи Холта разделяют не одни лишь анскулеры, но и многие хоумскулеры, более толерантно относящиеся к рациональности школьной программы.