Плюсы воспитания детей в СССР

Воспитание детей в СССР имело как свои минусы, так и плюсы. Рассмотрим положительные аспекты, на которые следует обращать больше внимания в современном мире. Не отрицаем, что в каждой советской семье могли быть свои особенности, а подвести всех под один шаблон нельзя. Однако сегодня мы говорим о самых распространённых особенностях воспитания детей в СССР, эдаком мейнстриме, царившем если не во всех, то в огромном количестве семей.

Взаимопомощь и дружба

Детей с ранних лет готовили к тому, чтобы быть частью коллектива. Отмечали важность и ценность дружбы, что отражено в том числе в советских мультфильмах.

Движение и физкультура

Советских детей мотивировали больше двигаться, проводить время на свежем воздухе, играть в спортивные игры, делать зарядку и т.д. Конечно, тогда это было и легче, ведь технологии были не настолько развиты. Тем не менее и в наш век интернета можно постараться внушить своим детям благую мысль о том, что нужно чаще выбираться на свежий воздух, регулярно делать зарядку, заботиться о своём здоровье.

Трудолюбие

Безусловно, в советский период особый упор при воспитании детей делали именно на трудолюбии. Сейчас, в эпоху, когда психология становится более доступной для населения, интернет располагает уймой текстов и видеоматериалов на эту тему, мы уже можем ясно заметить перегиб в советской культуре воспитания по этому вопросу. Да, трудолюбие — хорошее качество, и в наше время ему уделяется совсем не так много внимания, но в СССР впадали в другую крайность, пренебрегая ценностью личности человека, умаляя важность отдыха и восстановления. Задача современных родителей — учитывая ошибки прошлых поколений, воспитать в своих детях умеренную любовь к труду, которая сосуществовала бы с уважением к самому себе и своим силам, осознанием своих лимитов, пониманием важности и необходимости отдыха. Иными словами, нужно не забывать прививать своим детям не только лишь трудолюбие, но и стремление к балансу между работой и отдыхом, общеизвестному в наше время как «work-life balance».

Желание быть полезным

В СССР не столько говорили о важности быть «самым лучшим» во всём, будь то оценки в школе или достижения на работе, сколько о том, как важно быть полезным. При этом не было каких-либо рамок: вам не нужно было быть самым умным, самым сильным или самым продуктивным, чтобы нести благо обществу. Любой мог быть полезен. Главное — выбрать для себя какой-нибудь труд, плоды которого имеют значение для общества. Это может быть наука, сельскохозяйственная работа, строительный труд, профессия учителя и т.д.

Сила воли

Д.М. Зарипова в своей статье «Идеал советского ребёнка: культурно-исторический анализ» среди качеств, которые было принято формировать у детей, выделяет волю. Что конкретно означает это пространное на первый взгляд понятие? Выносливость, способность преодолевать какие-либо жизненные неурядицы и трудности, самостоятельно идти вперёд, сохраняя дисциплинированность и свои стремления, умение реализовывать поставленные перед собой цели, несмотря ни на какие обстоятельства.

Ответственность

Советским детям прививали чувство ответственности за их поступки. Ребята хотя и понимали, что они ещё не взрослые, но уже чувствовали себя частичками общества, поведение которых может привести как к положительным, так и отрицательным последствиям. При этом, если уже так вышло, что ты натворил что-то нехорошее или обидел кого-то, ты сам должен держать за это ответственность, родители не должны за тебя оправдываться — тебе самому нужно извиниться и исправить ситуацию, если это возможно.

Читайте нас также на  Яндекс Дзен