Раннее развитие ребенка: с чего начать?

Как только младенец появляется на свет, он как чистая книга с пустыми страницами. Перед каждым родителем стоит важная задача – наполнить эту «книгу» самыми разнообразными историями. Для этого стоит понимать с чего начинать и как раннее развитие может этому помочь.

Современных методик раннего развития существует множество, но не всегда следует опираться только лишь на информацию бестселлеров из книжного магазина. Многие лайфхаки по развитию малыша из далеких 50х, 70х и 90х годов также остаются эффективными в воспитании подрастающего поколения, ведь многое остается неизменным.

Говорим и рассказываем! (с рождения)

Самая простая методика – речь. Разговаривайте с ребенком практически при любых обстоятельствах, и да, даже если ему еще нет и 3-х месяцев. Читать книжки, описывать свои действия по дому, будь то уборка или приготовление обеда, рассуждать о том, какого цвета игрушки и как умеет лаять собака – все это отлично стимулирует развитие внимания и речи.

«Разговаривайте с ребенком как можно больше обо всем и везде — дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия». - Мария Монтессори - итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая носит её имя.

Пальчиковые игры (от 3х месяцев)

Насколько важно чтобы ребенок с рождения слышал речь взрослого, настолько же необходимо развивать его мелкую моторику. Причем с научной точки зрения эти понятия связаны между собой и одно способствует развитию другого. Помочь в процессе освоения мелкой моторики смогут пальчиковые игры, игры с песком или крупами. Помимо огромного влияния на развитие речи, пальчиковые игры помогают развить координацию, внимание, память ребенка. Все это огромная польза, не говоря уже о том, какие потрясающие эмоции могут подарить такие игры и малышу, и самой маме.

Любая пальчиковая игра строится по простой схеме:

  1. Вы произносите текст игры, совершая все необходимые действия.
  2. Ребёнок просто наблюдает за процессом.
  3. Вы повторяете текст, но при этом движения игры совершаете, держа ручки малыша.
  4. Вы говорите текст и совершаете движения, но по отдельности с малышом.
  5. Вы произносите текст, малыш делает все движения.
  6. Ребенок всё делает самостоятельно — и текст произносит, и действия совершает.

Пример пальчиковой игры:

На каждую строчку нужно массировать отдельный пальчик: Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик резать стал, Этот пальчик грибы съел, Оттого и потолстел.

Развитие логического мышления (от 6 месяцев)

Для подобных развивающих игр с малышом отличным подспорьем будут различные сортеры. Сортер или сортировщик – это игрушка, которая помогает сортировать предметы по определенному признаку, например, по форме, цвету или размеру.

Играя с сортером, ребенок изучает цвета, формы, учится сопоставлять размеры, развивает логическое мышление и мелкую моторику, тренируется быть усидчивым.

Такие игрушки бывают разных размеров и текстур и под любую возрастную категорию.

Танцуют все! (с рождения)

Музыкальный слух, а также вкус, можно развивать с самых малых лет. Раскрыть в своем чаде эти способности можно с помощью детских музыкальных инструментов и игрушек (барабан, бубен, пианино). Чаще включайте свою любимую музыку и показывайте на своем примере, как это здорово – танцевать или петь песенки. Чем раньше вы начнете работать над развитием музыкальных способностей ребенка, тем лучше будут результаты:

  • Эмоциональная реакция и узнавание знакомых мелодий;
  • Способность различить контрастные особенности звука (высокий - низкий, громкий - тихий, быстрый - медленный);
  • Подражание музыкальным фрагментам, исполнению песен;
  • Движения под музыку;
  • Выстукивание ритма музыка (ладошками, ногами;
  • Угадывание музыкальных инструментов по звучанию: трещотки, бубен, колокольчик и т. д.

Рисуйте вместе (с 6 месяцев)

Как только ребенок начинает сидеть, в ваши занятия с ним можно включить и рисование. Купите пальчиковые краски, смывающиеся фломастеры и мелки, и вместе с малышом проявите все грани своей фантазии. Используя пальчиковые краски в таком раннем возрасте (от 6 месяцев до года), не надо стремиться научить младенца рисовать в прямом смысле этого слова. Тут главная задача родителя – дать волю малышу и не препятствовать его «возне» с красками.

Рисование таким «ручным» способом способствует развитию у ребенка познавательных психических процессов. А это значит, что у ребенка будут лучше развиваться и речь, и память, и мышление.

Каждый младенец уникален и требует тщательного изучения и направления со стороны родителей. Используя все эти совсем нехитрые методики, вы сможете проводить с ребенком качественное полезное время, которое обязательно даст свои плоды, и станет отличным стартом для его дальнейшего познания этого мира.