Обширная и во многих кругах спорная тема – воспитание, основана на нескольких теориях, основоположниками которых являются выдающиеся философы и психологи. Каждое поколение рассматривает современные концепции воспитания и выбирает наилучший подход к развитию ребенка. Методы и приемы постоянно меняются, ведь родители стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании детей.
Концепция воспитания – это восприятие главных составляющих воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата. Педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей и не всегда выбирают нужный путь. Но они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.
В основу формирования воспитательных подходов современного мира входит гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на особую работу педагога с личностью ребенка как с целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.
Цель подобной концепции – всестороннее и гармоничное развитие личности.
Действующая гуманистическая концепция основана на следующих идеях:
- природная сообразность с учетом пола, возраста и особенностей развития ребенка
- культурная сообразность: особенность культурной среды, где воспитывается ребенок
- гуманизация межличностных отношений между учителем и учеником, между родителем и чадом
- акцент на чувствах ребенка, умение его слышать и понимать.
В целостный гуманистический подход входят теории многих психологов и педагогов:
Система построения воспитательного процесса. Они ставят личность в центр всего воспитательного процесса, который направлен на создание условий для развития индивидуальности.
Авторы: В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова
Системно-ролевая концепция развития - воспитание должно привести человека к идеалу. Проходя через определенные этапы и осваивая разные социальные роли, у ребенка формируется собственное мировоззрение, он ставит цели и задачи, испытывает чувства, у него появляются потребности. Шаг за шагом человек обретает черты полноценной личности.
Автор: Н.И. Таланчук
Воспитание ребенка в качестве человека культуры и нравственности. Такая теория характеризует воспитание как процесс помощи ребенку со стороны педагога, помогающему ему социализироваться и идентифицироваться как личность. В помощь также входит и активная деятельность ребенка, которому необходимо предоставить свободу выбора и поведения.
Автор: Е.В. Бондаревская
Педагогическая поддержка ребенка в ходе его развития. Цель воспитания заключается в необходимости получения каждым ребенком базового образования и культуры. Для ребенка должны быть созданы специальные условия, способствующие его всестороннему развитию. В процесс нужно задействовать всех членов семьи, которые окажут поддержку ребенку.
Автор: О.С. Газман.
Подход творческой деятельности личности ребенка. Согласно этой концепции, развитие личности воспитанника происходит в процессе взаимодействия со школой и семьей. Процесс воспитания — это самоизменение человека в системе отношений с социумом и в творческой деятельности.
Авторы: В.М. Коротков и Б.Т. Лихачев
Гуманистическая концепция воспитательной деятельности учащихся в обществе. Учитель выступает в роли старшего наставника, который оказывает помощь ребенку. Концепция основана на идее сотрудничества и взаимодействии учителя со школьником.
Авторы: А.А. Бодалев, З.А. Малькова и Л.И. Новикова.
Концепция самоопределения. Здесь речь идет о личностной, жизненной и профессиональной самоидентификации в школе. У ребенка должно быть право выбора и свобода действий, так как это необходимо для последующей жизни и в его профессиональной реализации.
Автор: А.Н. Тубельским
Формирование научного мировоззрения. Согласно теории, в центре воспитания должно быть формирование собственного «Я», которое самоопределяет личность ребенка и позволяет ему быть «самим собой» в условиях самореализации.
Автор: К.В. Гавриловец
Воспитательный подход, основанный на базовых потребностях ребенка. Воспитание является деятельностью преподавателя, направленной на формирование основных потребностей воспитанника: раскрытие его творческого потенциала, укрепление здоровья, обеспечение безопасности. Автор: В.П. Созонов
Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение возможных проблем воспитания в будущем. Неблагоприятные условия воспитания негативно сказываются на внутреннем самоопределении ребенка и его самооценке. Если в семье детьми никто не занимается, то ответственность автоматически ложится на школу. Разработанные воспитательные концепции, способствующие формированию в человеке развитой личности, самостоятельной и всесторонней, должны устранить подобный дефект духовного развития в семье.
Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели, созданные еще в советские времена, все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата и это является самой главной задачей перед родителем и учителем в процессе воспитания младшего поколения.