Так ли полезен родительский контроль над экранным временем детей

Беспокоясь о том, что ребёнок может слишком много времени проводить перед экраном компьютера или смартфона, многие родители устанавливают временные ограничения на девайсы. Но так ли полезен подобный контроль?

Преимущества родительского контроля

Если вы подобрали сложный пароль, который ребёнок точно не расшифрует и не спишет из вашей записной книжки, то такие меры оградят его от чрезмерного использования девайсов. Некоторым детям бывает сложно занять себя чем-либо другим самостоятельно, когда есть опция просматривать видео в TikTok или иным образом проводить время в интернете. Если опции смартфон/компьютер после истечения лимита времени не остаётся, волей-неволей приходится развлекать себя как-то иначе. Некоторые родители надеются, что это направит энергию детей в полезное русло и они приступят к зарядке или усердной учёбе. В редких случаях так и правда может произойти.

Минусы ограничений экранного времени

Но у такого подхода к воспитанию есть ряд недостатков, и они достаточно существенны. Во-первых, такой метод подрывает доверительные отношения с ребёнком. Вы буквально показываете, что сам он не в состоянии организовать своё время. Демонстрируете своё неверие, что ребёнок способен найти для себя интересные занятия. Это может сказаться на отношениях между вами далеко не сразу. Но постепенно ребёнок может начать отвечать вам таким же недоверием, закрыться от вас и отдалиться.

Другая проблема — не факт, что освободившееся время ребёнок будет проводить с той пользой, которой вы ожидаете. Более того, запретный плод — сладок, и детям лимитированное экранное время будет казаться невероятно ценными минутами, а родители — суровыми стражниками, отлучающими от счастья. В итоге ребёнок может стараться «урвать» как можно больше минут в интернете, во время встреч с друзьями использовать их смартфоны, обращая на интернет больше внимания, чем на живое общение.

Родительский контроль над экранным временем может привести к тому, что у ребёнка атрофируется способность самостоятельно распределять своё время. В будущем такому человеку может быть сложно сосредоточиться на делах, а без чётко установленных дедлайнов ему будет трудно разделять часы работы, учёбы и отдыха. Высоки шансы, что повзрослев он столкнётся с проблемой прокрастинации. Они не вечно будут оставаться детьми — нужно с малых лет учиться сопоставлять досуг и труд, «надо» и «хочу». Ответственным ребёнок становится не тогда, когда у него нет собственного выбора, а когда он сам осознаёт,  как можно провести день и весело, и интересно, и полезно. Тайм-менеджмент нужно потихоньку, естественным образом осваивать с детства, а не резко начиная с подросткового возраста.

Если же родительскому контролю над временем использования девайсов сопутствует также холодность по отношению к ребёнку, другие запреты, регулярное игнорирование его потребностей и интересов, это заложит в нём искажённые представления о межличностных отношениях. Став взрослыми, такие дети могут стать обладателями паттернов тревожно-избегающего типа привязанности.

Какая альтернатива?

У контроля над экранным временем действительно может быть множество негативных последствий в плане формирования психики ребёнка. Связано это с тем, что интернет на данный момент играет очень важную роль в жизни социума, и дети — отнюдь не исключение. Вместо установки лимита времени лучше обсуждать с ними, как можно иначе проводить досуг, поощрять желание детей общаться с ровесниками «в реальной жизни», чаще планировать совместный семейный отдых. Кстати, зачастую родители и даже старшие братья/сёстры не интересуются, чем именно дети заняты в интернете. Попробуйте проявить интерес к их интернет-активности, предложить какие-то более полезные альтернативы, если вам кажется, что время у экрана влияет на них негативно.