Возрастные кризисы у детей. От 0 до совершеннолетия

Что такое психологический скачок роста или кризис взросления знает не понаслышке каждый родитель. Развитие человека с самого рождения – постоянный процесс накопления знаний и умений, которые, порой, накладывают свой отпечаток на психоэмоциональное состояние ребенка. В этой статье мы подробно про каждый кризис взросления и как с ним справляться.

Детские психологи выделяют шесть основных этапов возрастных кризисов у детей и подростков. Советский психолог Лев Выготский в своих исследованиях подробно описал этапы психологического развития детей, что позволяет определить основные кризисные пики. Такие периоды могут пройти почти незаметно и быстро или же затянуться на год-два. Особенности поведения детей в такие моменты индивидуальны и зависят от множества факторов – общего здоровья малыша, состава семьи, внутреннего климата в семье, атмосферы в детских коллективах.

Кризис новорожденного. 6-8 недель

Самая первоначальная ступень развития личности в первые 2 месяца после рождения малыша. Его организм всеми силами адаптируется к жизни вне материнской утробы и учится самостоятельному существованию. Уже к этому времени у ребенка может сформироваться мягкий режим сна, питания и бодрствования.

Психологическая составляющая развития происходит благодаря родителям и их отношению к малышу. Перед папой и мамой стоит важная задача – научиться понимать потребности ребенка, его язык тела, мимику и характер плача. Не менее важно создать атмосферу спокойствия и эмоциональной стабильности в семье – ребенок чутко реагирует на настроение мамы, резкие звуки, присутствие посторонних людей.

Кризис одного года

В период 12-18 месяцев происходит мощный скачок роста и развития: ребенок начинает ходить, говорить, может самостоятельно играть и принимать пищу и выполнять различные простые просьбы. Теперь он более свободен от родителей, и физически, и морально. Как раз в этот период возникают первые сложности и эмоциональные всплески, с которыми сам малыш справиться не может.

Ребенок нуждается одновременно в трех вещах:

  1. в понимании, что есть кто-то «большой и взрослый», кто устанавливает правила и гарантирует его безопасность
  2. в возможности исследования и познании мира
  3. в общении с окружающими: малыш начинает говорить и ему очень хочется, чтобы его желания были понятны окружающим.

Родителям в кризис одного года следует проявлять как можно больше внимания к активности ребенка, поощрять его движения и самостоятельность. Для того, чтобы справиться с капризным состоянием малыша, можно применить технику «контейнирования» в момент пика истерики. Ведь он только учится всему и ему необходимо помочь успокоиться.

Кризис трех лет

В этот период ребенок начинает осознавать, что он отдельная личность и многие действия может выполнять самостоятельно, при этом меняются отношения с взрослыми. Ребенок стремится повторять их действия и проявляет свою волю. Ему необходимо признание и уважение. Для 3-х летнего кризиса характерны следующие особенности: упрямство и строптивость, обесценивание и протесты, своеволие и деспотизм.

Родители не должны пропустить момент формирования основ поведения ребенка. Придерживайтесь строгого распорядка дня и старайтесь не потакать капризам. Обратите внимание, что различные гаджеты, телевизор, компьютерные игры могут способствовать росту эмоциональной возбудимости ребенка. Постарайтесь ограничить такого рода занятия до минимума.

Уделяйте ребенку достаточное время для развития, это могут быть игры, занятия на логику, мышление или чтение книжек.

Кризис семи лет

Кризис 7 лет протекает в период с 6 до 8 лет и обоснован периодом активного физического роста и социального статуса. В это время у ребенка активно развивается мелкая моторика и усложняется система нервно-психологических функций. Признаки кризиса проявляются как:

  • Тревожность
  • Снижение аппетита
  • Утренняя тошнота
  • Отсутствие желания посещать школу
  • Передразнивание старших

Все это указывает на переход ребенка на новый уровень эмоций и переживаний, поэтому ему требуется понимание и внимание родителей, а иногда и помощь детского психолога. Свободное от школы время лучше использовать для посещения секций или кружков.

Подростковый период (пубертатный кризис)

Особенно тяжелый период для большинства семей, в связи с переломным моментом во взрослении ребенка. Ведь именно теперь он перестает быть ребенком, и становится подростком.

Повышенная активность, агрессия, частая смена настроения и появление вредных привычек – все это характеризует поведение ребенка в подростковом кризисе. В этот период наиболее правильной моделью поведения для родителя является принятие и отношение к ребенку, как к взрослому человеку. Не пытайтесь навязывать свое мнение, не переусердствуйте с контролем и дайте право на самостоятельный выбор. Но не забывайте об осторожном и мягком контроле, ведь окружение подростка может сформироваться еще более вредные привычки и плохое поведение в обществе.

Кризис 17-ти лет

Окончание школы, как первый шаг во взрослую жизнь, становится важным переломным моментом, когда приходит осознание ответственности за будущий выбор. Психологическое состояние подростков в этот период может быть очень сложным – нервозность, тревожность, а иногда подавленность и апатия от необходимости принятия первых взрослых решений.

В этот сложный период родителям нужно максимально бережно отнестись к переживаниям выпускника. Не навязывать свое мнение, а только направлять и помогать.

Помните, что кризис в каждом возрасте имеет свои особенности, которые необходимо учитывать для поддержания взаимопонимания и взаимоуважения с ребенком.